В стюардессы я б пошла, пусть меня научат

Мотивы людей, пришедших на это поприще, разные: одни ищут экстрима, для других это предназначение в жизни

Здравствуйте, уважаемые сотрудники газеты "СМ Номер один". Помогите, пожалуйста, побольше узнать о любимой профессии — я с детства мечтаю стать стюардессой. Возможно ли в Иркутске получить эту специальность или придется уезжать в другой город? Какой порядок приема и требования к кандидатам? Заранее выражаю благодарность за сведения.

Елена Юрьева, пос. Жигалово

Первый шаг навстречу небу

Журналисты "СМ Номер один" решили откликнуться на просьбу читательницы, и вот что они узнали

В Иркутске существует один из старейших в стране учебно-тренировочных центров (УТЦ) по подготовке авиационных специалистов. С 1934 года в нашем городе обучаются и повышают квалификацию летчики и бортпроводники авиакомпаний Восточной Сибири, Дальнего Востока, Якутии и Москвы.

В нашей статье речь пойдет о романтической и авантюрной профессии бортпроводника. Легко ли попасть на самолет в качестве обслуживающего персонала? Оказалось, что не так-то просто. Прийти в центр и объявить о желании получить теоретическую подготовку — поступок понятный, но тщетный, с улицы сюда не попадают. Сначала узнайте, не нуждаются ли в специалистах данного профиля авиационные компании города. Искать работодателя — вот чем надо заниматься на начальном этапе. Как раз в момент подготовки материала одно из местных предприятий объявило о наборе новых сотрудников.

Общепринятые требования для кандидатов

— Каждая авиакомпания выдвигает свои запросы к будущим специалистам, — рассказал "СМ Номер один" директор Восточно-Сибирского учебно-тренировочного центра, заслуженный работник транспорта Российской Федерации Леонид Алексеевич Парсаев.

Однако, по его словам, общие правила тоже пока никто не отменял. На работу приглашают молодых людей приятной внешности, без изъянов. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет. Вес заинтересованных в работе должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост от 170 до 190 сантиметров, у девушек от 160 до 175 сантиметров. Один из основных критериев — владение русским языком, одним или несколькими иностранными языками. Приятный тембр голоса, плавная речь без дефектов.

Промах при наборе сотрудников данного ранга может обернуться компании дурной репутацией, убытками и недоверием со стороны клиентов. От будущих бортпроводников требуются такие качества, как коммуникабельность, дипломатичность, толерантность, эмоциональная сдержанность и стремление к профессиональному росту. Если после всех каверзных вопросов и тестов члены комиссии одобряют вашу кандидатуру на вакантное место, время предаваться грезам о первом полете еще не наступило — впереди врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК).

— На основании протокола заседания конкурсной комиссии и заключения ВЛЭК кандидат зачисляется на должность бортпроводника-стажера и направляется в учебно-тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения, — объясняет Леонид Алексеевич.

— Самое сложное это пройти медицинскую комиссию, требования как к космонавтам, зато после осмотра чувствуешь себя избранным, — шутят сами стажеры. — Что касается вступительного теста, то нет там никаких неожиданных вопросов, а вот времени для ответов мало.

Приветствуется среднее специальное образование

Стюардессы и стюарды имеют уникальную возможность без отрыва от производства увидеть мир. Особенно авиакомпании заинтересованы в специалистах, которые имеют среднее специальное, высшее образование. Приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, лингвист, официант, бармен и повар. Обучение в учебном комплексе и медицинская комиссия — удовольствие платное. Хотя многие работодатели оплачивают теоретическую подготовку своих потенциальных кадров. Правда, на разных условиях: одни безвозмездно финансируют процесс и даже стипендию приплачивают, другие планируют вычесть издержки из заработной платы новичка или вообще не вмешиваются в материальные затраты стажеров.

Холодная красота не согреет души пассажиров

Об особенностях программы курсов и методах обучения в УТЦ мы узнали от Валерия Петровича Шабалина, председателя цикловой комиссии по обслуживанию пассажиров и организации воздушных перевозок. Преподаватель сам когда-то начинал карьеру как бортпроводник воздушного судна, в настоящее же время делится секретами мастерства и теоретическими знаниями с начинающими и бывалыми бортпроводниками, часто присутствует на отборочных конкурсах в авиакомпаниях.

— Иногда приходит на кастинг красивая, эффектная девушка, которая знает, как произвести впечатление на публику, избалована вниманием поклонников. На первый взгляд, совершенство и предел мечтаний любого работодателя, — рассказывает Валерий Петрович. — Но опыт показывает, что такие женщины не рождены служить людям, они ждут, что обслуживать будут их, поэтому в работе демонстрируют пренебрежительное, высокомерное отношение к пассажирам.

Многие приходят на это поприще, чтобы убежать от самого себя, земных проблем или подзаработать денег, но находят свое призвание, перерастают в дисциплинированных и исполнительных сотрудников.

Работа бортпроводника — это благородный, интеллектуальный труд. Они врачуют души людей, пытаясь сохранить уважительное отношение к личности, т.е. делают то, о чем люди забывают на земле. На курсах "небесных юношей и девушек" учат создавать доброжелательную атмосферу в салоне самолета, предугадывать вопросы и желания пассажиров, демонстрировать неподдельный интерес к душевному состоянию своих подопечных. Немногие организации и предприятия по обслуживанию людей могут без пафоса и лжи, так же беспристрастно охарактеризовать свою работу с клиентами.

Нет проблем в учении — нет проблем в полете

По многим пунктам обучение стажера зависит от типа воздушных судов авиакомпании, где в перспективе он собирается работать. Нужно знать конструкцию самолета, чтобы в случае каких-то непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) уметь объяснить пассажирам причину тряски самолета, успокоить их, не компрометируя экипаж и компанию.

Преподаватели доводят до автоматизма умение новобранцев пользоваться аварийно-спасательными средствами. Начинающие отрабатывают аварийные посадки на сушу и воду, учатся погружать пассажиров на плот, эвакуировать через надувной трап, открывать двери и люки самолета. Помимо технических знаний и умений будущие хозяйки судна проходят воздушно-правовую и медицинскую подготовку.

Обучаются на настоящих атрибутах (тележки, посуда, напитки, еда, салфетки) и на тренажерах, макетах и муляжах. Нас пригласили побывать на ролевой игре "Проигрыш полета", где повышающие квалификацию бортпроводники обучали стажеров, наглядно демонстрируя работу в самолете Ту-154 на рейсе Иркутск — Сочи. Одна из аудиторий оборудована тренажером, имитирующим салон типичного ВС.

Слушателям курса предстоит за достаточно короткий срок впитать в себя основные каноны и заповеди профессии. Научиться смаковать каждый жест, каждую фразу, обращенную к пассажирам, поэтому программа обучения и ее оригинальные методики направлены на быстрое и успешное введение в профессию. Тем более что учебников мало.

"Сервис — это не мелочь, но состоит он из тысячи мелочей"

Пригодятся в полете знания профессиональной этики и эстетики. Умение правильно подавать еду, сервировать тележку, стандартно обслуживать пассажиров первого и бизнес-класса. Важно научиться предлагать пищу и напитки таким образом, чтобы пассажир забыл о комплексах, почувствовал себя долгожданным гостем. "Никогда нельзя поучать пассажира, — наставляют стажеров преподаватели. — Если просьба не угрожает его собственному здоровью или безопасности других пассажиров, беспрекословно и с искренним удовольствием выполняйте самые невероятные пожелания".

Не будем забывать о том, что стюардессы — лицо авиапредприятия. Профессиональная деятельность обязывает мужчин и женщин безупречно выглядеть на рабочем месте: с шиком и достоинством носить форму, демонстрировать безупречные манеры. С этой целью в образовательную программу ввели обязательные посещения театров и музеев. Наблюдая за дикцией, артистичностью, жестами и культурой поведения актеров и публики, стюардессы учатся носить корпоративную одежду, вести себя в обществе. В музеях будущие бортпроводники следят за работой экскурсоводов, слушают, как те преподносят информацию посетителям, оценивают темп речи, интонацию, фиксируют в памяти допущенные ошибки.

Помогают в работе знания по практической психологии. Уже при встрече и размещении пассажиров бортпроводники с улыбкой на устах проводят fase control. Отмечают настрой пассажиров — кто-то спокоен и доволен, кто-то раздражен, возбужден, к таким пассажирам требуется специальный подход.

С оценкой ниже "хорошо" стажер не проходит технологическую практику

На длительность обучения влияет уровень владения иностранными языками. Если работодатель готовит сотрудников для международных чартерных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев. Однако на курсах бортпроводники не получают классических знаний иностранного языка — они с ними уже приходят. Стажеров подковывают профессиональной фразеологией, разговорной лексикой, а страноведение знакомит новое поколение бортпроводников с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев.

В среднем же обучение длится около 2 месяцев. Учебно-тренировочный комплекс выдает теоретическое свидетельство. Если будет тройка в этом документе, перед стажером закроют двери все авиакомпании страны. Только владельцам хороших оценок предложат пройти практику под эгидой инструктора. Обычно испытательный срок заканчивается, когда новичок налетает не менее 30 часов. Квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает статус бортпроводника 3-го класса.

Заботиться о здоровье придется на земле

Известно, что труд авиационных специалистов предъявляет повышенные требования к здоровью. В полной мере это относится и к состоянию здоровья стюардесс, тем более что по некоторым параметрам неблагоприятные факторы полета оказывают влияние на них несколько большее, чем на других членов летных экипажей. Неблагоприятными являются такие условия труда: физическое напряжение в полете; работа стоя и на ходу; перепады температуры; нарушение режима труда, отдыха и питания; постоянная смена климатических зон и часовых поясов; утомляемость.

Помимо перечисленных факторов профессиональные обязанности и социальные условия вызывают нервно-эмоциональное напряжение в связи с высокой требовательностью к исполнению служебных обязанностей, строгой дисциплиной, обслуживанием привередливых и грубых пассажиров. Карьера женщин заканчивается где-то в возрасте 45 лет, мужчины летают до 50.

Случай из практики иркутских бортпроводников

Как и в любой другой профессиональной деятельности, бортпроводники и их пассажиры часто становятся свидетелями или участниками нештатных ситуаций. В настоящее время по технике безопасности стюардессам запрещено касаться даже самой на вид безвредной книжки, оставленной рассеянным пассажиром. Забывчивые пассажиры были во все времена, но раньше бортпроводники без опаски сдавали в камеры хранения бесхозные предметы, а сегодня в их сознании — страх.

Один из иркутских бортпроводников вспоминает забавный случай, который произошел с ним и его коллегами несколько десятков лет назад. Пассажир опоздал на рейс, который задерживали после остановки в городе Алма-Ате. Как известно, семеро одного не ждут, тем более на таком виде транспорта.

Прилетев в конечный пункт назначения — Ташкент, бортпроводники обнаружили забытый узел внушительных размеров из колоритной восточной ткани. Мысли об отдыхе и обеде отпали сами собой, потому что по инструкции злосчастный тюк надо было сразу по приезде сдавать в камеру невостребованного багажа. Позже с наземными сотрудниками стали составлять акт о передаче чужого имущества. Однако внутри котомки оказалась куча скомканных денег разного достоинства. Теперь, вместо того чтобы наконец-то освободиться, команде предстояло развернуть, разложить и пересчитать деньги, перевозимые таким оригинальным способом. Как раз когда бортпроводники заканчивали считать чужие сбережения, с криками "Аллах, Аллах" в камеру вбежал тот самый отставший пассажир, который успел-таки догнать свое имущество.