В иркутских школах преподают православную культуру

В епархии считают, что православие является неотделимой частью русской истории

В школах Иркутской области возрождается православная культура. Главное управление народного образования совместно с Иркутской епархией готовят педагогов, которые могли бы факультативно преподавать детям предмет "Основы православной культуры".

Можно сколько угодно дискутировать на тему правомочности такого подхода и пенять на то, что церковь в России отделена от государства. Но нечего возразить против того факта, что предмет, как показала практика, интересен детям и одобряется родителями. Тем более что сотрудничество между православной церковью и Министерством образования поддержано и регламентировано на государственном уровне. Православие не проповедуется в школах, а преподается как неотделимая часть российской истории.

Соглашение между Иркутской епархией и Главным управлением народного образования о сотрудничестве было заключено еще три года назад. Помимо собственно православных учебных заведений — женской гимназии в Иркутске, приходской школы при Михайло-Архангельском храме, православных гимназий в Братске и Ангарске, — в общеобразовательных школах работают специально подготовленные в рамках этого сотрудничества преподаватели. В начале апреля было заключено новое соглашение — конкретный договор о сотрудничестве между ректором Института повышения квалификации работников образования и епархиальным управлением. Договор рассчитан на пять лет. Время подготовки учителей будет увеличено вдвое.

— Раньше педагоги занимались 72 часа. Но этого явно недостаточно. Планируем проводить курс на протяжении всего учебного года. Священники, специалисты по истории, музыке и архитектуре будут читать лекции учителям. Нужно подготовить не только педагогов, но и учебные заведения, — рассказывает куратор программы отец Владимир (Килин), чей приход расположен в Ангарске.

Ангарск сегодня самый продвинутый в этом смысле город. В Иркутске деятельность епархиального управления на ниве общего образования только начата.

— Чем больше развиваем деятельность, тем возникает больше проблем, — продолжает отец Владимир. — Это, во-первых, материальное обеспечение — литература, оплата труда педагогов. Управление образования оплачивает поездки на учебу педагогов из дальних районов. В Ангарск, например, мы вывозим лекторов. Кстати, даже в отдаленном Ербогачене есть педагог — в Доме старшеклассников.

— Но ведь есть и противники такой церковной инициативы...

— Дискуссии, если помните, начались еще в конце девяностых. Но ведь введение этого курса поддержали не только православные круги. Нас поддержали и главный раввин России, и высокопоставленные представители мусульманской общины, и буддийская диаспора. Ведь никто не будет отрицать, что православие и государство были в России неотделимы. Никто не загоняет детей в класс, не одевает в платочки и не заставляет бить поклоны. Этот предмет — можно сказать, дополнение к истории. Бесспорно, что роль православной церкви историкообразующая. А история России до сих пор преподается с белыми пятнами. К тому же это факультатив — кто хочет, тот и посещает.

Даже в Татарстане, где мусульмане проживают скученно, обнаружили, что введение этого предмета вызывает неподдельный интерес, поскольку и там понимают, что это восполнение пробелов в образовании.

С каждой школой епархиальное управление работает отдельно. Пока обучение по предмету "Основы православной культуры" ведется несистематически.

На практике совместная деятельность епархии и ГлавУНО широко развернута пока только в Ангарске. В Иркутске этим серьезно занимается пока лишь школа №32 в микрорайоне Байкальском — очевидно, благодаря тому, что заведующая по воспитательной работе здесь — Лидия Меринова, супруга казачьего атамана Николая Меринова.

Она занимается воскресной казачьей школой (на территории все той же 32-й общеобразовательной), которая по определению близка к православной культуре. Казачью школу посещает более 20 детей. Для всех остальных там же работает школа православной культуры, на базе которой как раз и трудятся пять педагогов дополнительного образования, подготовленных с помощью епархиального управления.

Кружковые занятия основываются на православной культуре. Самое значительное — это народные праздники, с которыми школа выходит в микрорайон. В праздниках принимают участие все — и дети, и родители, и учителя.

На базе 32-й школы проводились даже семинары для замдиректоров школ, как воспитать у детей русскую духовность, опираясь на православие, рассказывают в школе.

А вот встречи с батюшкой даже в такой "православно продвинутой" школе вещь очень индивидуальная. Для этого нужно обязательно получить разрешение родителей.