Как проехать по весеннему льду?

Сейчас поездки по льду лучше прекратить вообще, однако, если ехать все-таки надо, стоит ознакомиться с правилами поведения на переправах

В Иркутской области официально открыты 34 переправы. На каждую из них заводят журнал, в который ежедневно вносят сведения не только о толщине льда и температуре воздуха, но и о глубине водотока, скорости течения воды и ее солености. В весеннее время дорожные службы усиливают внимание к содержанию ледовых переправ. ГИБДД в этот период с удвоенной нагрузкой контролирует работу дорожного хозяйства и следит за состоянием ледового покрытия на переправе. Время открытия и закрытия переправ устанавливает комиссия из состава представителей дорожного хозяйства, Госавтоинспекции и местной власти.

Временные инструкции утвердили еще в 1968 году

Требования к ледовым переправам содержатся во Временной инструкция по устройству и содержанию ледовых переправ, утвержденной Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР еще в 1968 году. В ней изложен целый ряд пунктов относительно устройства ледовых переправ и их содержания. Так, лед на предполагаемой переправе должен быть монолитным, без промоин, торосов и прорубей.

"Толщину льда замеряют в лунках диаметром 6—10 см, пробиваемых в шахматном порядке по обеим сторонам переправы на расстоянии 5 м от продольной оси, через каждые 10—20 м по длине. Лунки ограждают плотными снеговыми валиками высотой 0,2—0,3 м, шириной 0,5—0,7 м и закрывают дощатым (хворостяным) щитом или соломенным матом с засыпкой толстым слоем снега".

Движение транспорта по ледовой переправе допускается только в одну сторону. Встречное движение организуют на расстоянии 150 метров от первого. Безопасный путь отмечен вешками.

Предусматривается искусственное усиление ледяного покрова: намораживание льда, использование деревянных настилов и т. д.

Прежде чем выехать на лед, дождитесь кого-нибудь из местных

Перед выездом на лед внимательно посмотрите на установленные дорожные знаки. Они расскажут вам об ограничении веса машины, скорости движения, а может, знак вообще гласит о закрытии движения по переправе. Все эти предосторожности и способствуют безопасности санкционированных переправ. Не случайно уже который год на официальных ледовых дорогах не зафиксировано ни одного случая ухода машин под лед.

Но, тем не менее, последней проверкой ГИБДД в области выявлены 53 места несанкционированного движения транспорта по льду. Только в Иркутском районе их четыре. Кстати, официально открытой переправы в Иркутском районе нет ни одной. Слишком много проблем и затрат стоит на пути разрешения санкционированной переправы. Создать комиссию, обустроить проезд, ежедневно следить за состоянием льда — дело не из легких.

И люди вынуждены рисковать, ведь ехать все равно надо. А движение по льду, особенно во время потепления, требует соблюдения некоторых правил.

В той же Временной инструкции по устройству и содержанию ледовых переправ есть таблица допускаемой толщины льда и температуры воздуха в соотношении с весом транспорта и дистанцией между машинами. Так, транспортные средства весом в 3,5 тонны при нулевой температуре могут выехать на лед толщиной не менее полметра. Расстояние между машинами должно быть 18 метров. Но при интенсивном движении, длительном потеплении, торосах указанная в таблице толщина льда увеличивается. Толщина ледового покрытия при пешей переправе должна быть не менее 15 см.

Если вы собираетесь выехать на переправу — высадите пассажиров, пусть идут позади транспорта. Измерьте подручными средствами толщину льда. Чем теплее температура воздуха, тем толще должен быть ледяной слой.

Откройте двери транспорта, чтобы в случае опасности успеть выпрыгнуть. Снимите с себя тяжелую одежду и обувь. При въезде на лед двигайтесь медленно, без толчков и торможений. Скорость движения по льду не должна превышать 15 км в час. Она должна быть равномерной, на второй или третьей передаче. Запрещены остановки, развороты, обгоны.

Соблюдайте достаточную дистанцию между машинами.

Не въезжайте на потемневшие и подтопленные участки льда. Толщина его при длительном потеплении неравномерна.

Некоторые лихачи пытаются проскочить опасные места на скорости. В большинстве случаев этот маневр оканчивается неудачей. Тем более что следующий за вами транспорт уже точно не проедет.

Самый лучший вариант — дождаться, когда по ледовой дороге проедет на машине кто-нибудь из местных жителей. И если ваш транспорт равен по весу или легче, то следуйте строго по его колее.

Безопасность

Безопасная толщина льда: для одного человека — 15 см; для группы людей — 20 см; для машины — 40 см.

Прочность льда можно предположить по его цвету.

Голубой — самый прочный.

Белый — прочность вдвое ниже, чем у голубого.

Серый — самый ненадежный, этот цвет указывает на наличие в структуре льда воды, выходить на него опасно.

Катание на коньках, лыжах, санках, подледный лов — традиционные русские зимние забавы. Собираясь в выходной выйти на лед, не поленитесь еще раз продумать некоторые вопросы, от которых, может статься, будет зависеть ваша жизнь: хорошо ли вы умеете кататься на коньках и лыжах, умеете ли вы плавать? Отравляться на лед лучше в компании, чем в одиночку.

Спланируйте свой маршрут и сообщите кому-нибудь о нем. Уточните прогноз погоды. Проверьте, есть ли у вас необходимое снаряжение, исправно ли оно. Продумайте свою одежду, она должна соответствовать вашему предполагаемому занятию (в спортивном костюме не стоит рыбачить, а в тулупе, не стоит кататься на коньках), захватите с собой сменную одежду.

И наконец, узнайте, есть ли в вашей группе человек, умеющий оказывать первую помощь при переломах конечностей и позвоночника, при обморожениях и переохлаждении, при попадании под лед и при утоплении.

Если ты провалился под лед

Оказавшись на льду, надо прислушаться, не трещит ли он. Легкий треск издает, как правило, тонкий и непрочный лед. Постарайтесь как можно быстрее дойти до берега, но не бегите.

Если лед начал трескаться, ложитесь на живот и ползите к берегу. Если поблизости есть люди — позовите на помощь.

Провалившись под лед, постарайтесь раскинуть руки, зацепиться за кромки льда и удержаться на поверхности, чтобы не окунуться с головой.

Провалившись, человек, как правило, не окунается с головой. Раскинь руки в стороны. Сухая одежда придаст достаточную плавучесть и позволит какое-то время удержаться на плаву. Запомните: человек в зимней одежде способен находиться в ледяной воде, упираясь в кромку льда локтями и предплечьями, до 30—40 минут. Используйте это время и попробуйте выбраться самостоятельно.

Как это сделать? Прежде всего попытайся занять в воде горизонтальное положение и найти на льду какую-нибудь опору, за которую можно было зацепиться и подтянуться. Такой опорой мог бы послужить нож или рыболовный багорик. В Финляндии, например, в экипировку рыболовов зимой входят специальные стальные штыри с деревянными ручками, которые носят на запястьях. Отправляясь на рыбную ловлю, нелишне обзавестись таким приспособлением — на худой конец, его заменят два длинных (150 мм) гвоздя.

Разберем ситуацию дальше. Первая попытка не удалась. Лед обломился, а намокшая одежда начинает тянуть вниз. Спокойно. Попытайся снять обувь и, работая ногами, занять горизонтальное положение, затем вновь попытайся вытянуть себя из воды.

Если лед выдержал, осторожно перевернитесь на живот, отползите от полыньи метров на 10—15 и только тогда частыми короткими шагами передвигайтесь к берегу. Выбравшись на сушу, поспешите согреться: охлаждение может вызвать серьезные осложнения.

Как правильно помочь провалившемуся под лед?

Чтобы вытащить провалившегося под лед и при этом не стать его товарищем по несчастью в прямом смысле, помните, что дело это опасное и браться за него надо с умом. Вот несколько советов, разработанных профессиональными спасателями.

По возможности не действовать в одиночку. Вызывайте спасателей, скорую помощь, ищите помощника.

На лед лучше не выходить, а протянуть провалившемуся длинный шест, палку, лыжу, хоккейную клюшку, веревку и т. д.

Если на лед выйти все же необходимо, то сначала обвяжите веревкой себя, привязав ее свободный конец к дереву на берегу или к крепко вбитому в землю колышку, лыжной палке и пр. По льду можно только ползти, равномерно распределяя свой вес. В этом вам помогут лыжи или широкая доска — если лечь на них животом. Отталкиваться надо только скупыми движениями стоп и ладоней. Спасательное средство толкайте перед собой. Ни в коем случае не опирайтесь на колени, локти, не приподнимайтесь на руках, пытаясь посмотреть, долго ли еще до полыньи.

Стараясь как можно дальше держаться от полыньи, протяните провалившемуся шест или бросьте веревку. Если лед вокруг полыньи достаточно прочный и у вас есть лыжи, то их можно крестом положить над полыньей — они помогут выбраться.

Объясните пострадавшему, что, когда вы будете его вытаскивать, он должен работать в воде ногами, стараться плавно лечь животом на лед и ни в коем случае не опираться о лед руками или локтями. Постарайтесь при этом его успокоить, объясняя свои действия, ведь в панике человек беспорядочными движениями в воде и бросками на лед только ухудшает ситуацию.

Оттащив провалившегося под лед в безопасное место, немедленно окажите ему первую помощь, потому что даже недолгое бултыхание в ледяной воде приводит к переохлаждению, а это опасно для жизни.

Первая помощь при переохлаждении после пребывания в ледяной воде

Если есть возможность (телефон, помощник и пр.), обеспечьте максимально быструю доставку пострадавшего к врачам. Постарайтесь вызвать бригаду скорой помощи. Снимите мокрую одежду. Здесь очень пригодятся захваченные на всякий случай сменные носки и свитеры.

Если человек в сознании, напоите его теплым сладким чаем. В подмышки, пах и на область сердца можно положить грелки (бутылки с теплой водой, примерно 37 градусов — чуть теплее, чем обычная температура кожи). Пострадавшего можно отогревать в салоне машины, не надевая на него очень теплых вещей.

Температура в помещении или салоне автомобиля должна повышаться постепенно, так как при сильном переохлаждении, когда сознание нарушается или отсутствует, быстрое повышение температуры тела может вызвать остановку сердца. Если вы не можете определить, есть ли дыхание и сердцебиение (на сонных артериях), то необходимо на фоне постепенных согревающих процедур делать искусственное дыхание и массаж сердца.

Убедившись в отсутствии у пострадавшего сердцебиения, дыхания и реакции зрачков на свет, вам надо:

Освободить его ротовую полость от инородных предметов, а верхние дыхательные пути от воды.

Освободить грудную клетку от одежды.

Положить потерпевшего спиной на жесткую, ровную поверхность. Приподнять ему ноги, сунув под них скатанную одежду.

Разогнуть шею назад, открыть рот, выдвинуть вперед нижнюю челюсть.

Затем приступить к искусственному дыханию рот в рот и непрямому массажу сердца:

а) для выдохов плотно обхватить своими губами открытый рот пострадавшего (лучше делать это через платок или специальный аппарат из стандартной аптечки автомобиля);

б) обязательно одной рукой поддерживать его шею в разогнутом положении, чтобы воздух поступал в легкие;

в) зажать пальцами другой руки нос;

г) выпрямленные в локтях руки положить на грудину на два пальца выше "ложечки" одну на другую.

Нажатия следует осуществлять сильно, но аккуратно и ритмично. Рабочей поверхностью является только основание ладони, а не вся кисть.