Детское спортивное плавание в Иркутске

Перспективы юного пловца зависят от его родителей

Для чего родители записывают своих детей в спортивные секции? Целей, как правило, несколько: от пресловутого "чтобы не болтался" и стремления оздоровить ребенка до желания большого спортивного будущего и олимпийских побед для своего чада. Действительно, занятия спортом укрепляют здоровье, помогают ребенку стать ловким и сильным, формируют его волю. Что же касается плавания, то этот классический вид спорта является жизненно важным навыком для каждого человека.

Плавание укрепляет позвоночник и легкие

По мнению инструктора по плаванию Ивана Вороткова, плавание, в сравнении с другими видами спорта, имеет следующие преимущества:

1. Закаливание организма

Температура воды в бассейне составляет 26—27 градусов. Время нахождения в такой воде — от 45 минут до 2 часов 3—6 раз в неделю. Естественно, дети, регулярно посещающие бассейн, болеют простудными заболеваниями гораздо реже сверстников.

2. Гармоничное развитие всей скелетной мускулатуры

Уже только необходимость держаться на воде горизонтально включает в работу мышцы спины, груди и брюшного пресса. Когда человек начинает плыть, нагрузка ложится также на мышцы плечевого пояса, рук и ног. Но эта нагрузка распределяется динамически, равномерно. Поэтому риск получить спортивную травму на тренировке по плаванию практически отсутствует.

3. Укрепление позвоночника

Опыт российских тренеров показывает, что многие дети, приходившие в бассейн со сколиозом и другими дефектами позвоночника и скелетно-мышечной системы, за несколько лет занятий избавлялись от этих проблем.

4. Увеличение объема легких

Специальное дыхание стимулирует развитие легких и, как следствие, формирует широкую грудную клетку.

Детей же этот вид спорта привлекает прежде всего веселой игрой, соревновательными моментами и возможностью заслужить репутацию крутого пловца в кругу своих сверстников, родных и знакомых. В подростковом возрасте мотивы занятия плаванием приобретают более богатое содержание. Подросток стремится выделиться. Спорт для него — путь утверждения своей самостоятельности и независимости.

Иван Валерьевич рекомендует начинать обучение спортивному плаванию с 6 лет. Удержать внимание детей более младшего возраста очень сложно. Для этого инструктору необходимо находиться в воде вместе с детьми. Максимальный возраст для начала профессионального обучения плаванию — 15—16 лет. Можно, конечно, научиться плавать и в более старшем возрасте, но рассчитывать на какие-то серьезные спортивные достижения уже не придется.

Как узнать в вашем ребенке будущего пловца?

Тренер по плаванию детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) "Юность" Елена Багрий считает, что отдавать ребенка в спортивную секцию по плаванию раньше 8—9 лет не стоит. По ее наблюдению, до этого возраста ребенку бывает трудно скоординировать дыхание с одновременными движениями рук и ног. Кроме того, дошколята и младшие школьники эмоционально не готовы к работе с инструктором. От них слишком рано требовать осознанного отношения к занятиям.

Как правило, при поступлении в ДЮСШ дети попадают в спортивно-оздоровительную группу. Основу программы такой группы составляет изучение техники плавания кролем на груди и на спине, а также брассом и дельфином (баттерфляем) и комплексное плавание. Цель — обучение плаванию всех детей вне зависимости от физических данных. Курс первого года обучения рассчитан на 6—9 месяцев. В течение этого периода инструкторы набирают детей из спортивно-оздоровительных групп в группы спортивного плавания.

Существуют следующие критерии отбора будущих профессиональных пловцов:

— Определенная конституция (рост ребенка выше средневозрастного, длинные руки и ноги, большая стопа). Кроме того, тренер обязательно оценит физические данные родителей.

— Гибкость (такой ребенок лучше чувствует свое тело, ему проще двигаться в воде).

— Плавучесть (то есть способность держаться на воде без каких-либо дополнительных усилий). Это качество либо есть, либо его нет, оно дается природой. Профессиональный инструктор определит плавучесть вашего ребенка при помощи специальных тестов.

— Чувство воды (умение держаться на воде и плыть с наименьшими затратами сил).

— Скоростная выносливость (она отражает возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка, его мышечную выносливость).

Дети, соответствующие этим критериям, скорее всего, сразу же попадут в спортивную группу, где объем плавания будет больше, да и требования жестче. Остальные в течение 3 месяцев (36 уроков) будут изучать технику плавания кролем на груди и на спине. За это время ребенок должен научиться лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта бассейна без работы ног, проплывать 25 метров кролем на спине или на груди при помощи работы ног, находиться некоторое время под водой при задержке дыхания, прыгать с бортика бассейна. По завершении этого периода проводятся контрольные соревнования. Затем в течение еще трех месяцев идет освоение стилей баттерфляй и брасс.

В течение всего периода начальной подготовки ребенок может проявить себя и попасть в спортивную группу, даже не имея выраженных физических данных. Инструктор поможет сделать правильный выбор и оценить не только физические способности, но и умение справляться со сложностями, а также эмоциональную зрелость ребенка.

Главное в плавании — найти грамотного специалиста

На втором году обучения в спортивных группах проводится совершенствование плавания кролем на груди и на спине, а также дальнейшее изучение брасса и баттерфляя. Объем плавания при этом увеличивается в 2—3 раза. Проводятся соревнования, на которых ребенок может уже выполнить I юношеский разряд.

Период с третьего по пятый год обучения в ДЮСШ считается учебно-тренировочным. Цель обучения — спортивное совершенствование юных пловцов. Целеустремленный, способный ребенок получает реальный шанс выполнить III, II и I взрослые разряды, а также стать кандидатом в мастера спорта.

По словам Елены Багрий, многие дети в 13—14 лет теряют интерес к занятиям. Возможно, причина заключается в увеличении нагрузки в общеобразовательной школе. Однако, скорее всего, дело в отсутствии стимула. К сожалению, ДЮСШ г. Иркутска не предлагают своим воспитанникам высоких перспектив в плавании, так как не имеют для этого достаточной материально-технической базы.

Во-первых, оптимальный размер бассейна для обучения профессиональному плаванию — 50 метров. А иркутские бассейны не превышают 25 метров в длину. Во-вторых, спортивные секции по плаванию обязательно должны предлагать своим воспитанникам тренажерные залы и спортивные площадки для общего физического развития. Это тоже редкость. В-третьих, большинство бассейнов Иркутска, на базе которых созданы спортивные школы по плаванию, закрываются на лето. Такой вынужденный перерыв в занятиях тормозит развитие спортивных навыков.

Конечно, существует возможность продолжения занятий в летних спортивных лагерях. Но зависит она от инициативы тренера, который занимается с вашим ребенком. Организация соревнований местного уровня тоже ложится на плечи тренера. И если российские соревнования финансирует спортивный комитет, то соревнования областного уровня, без которых также невозможна мотивация спортсменов, оплачивают, как правило, заинтересованные родители.

Но самое слабое звено в развитии детского спортивного плавания в нашем городе, по мнению Ивана Вороткова, — профессиональный уровень инструкторов. У школьных тренеров по плаванию, имеющих педагогическое (чаще среднее) образование, квалификация невелика. Для того чтобы сделать из перспективного ребенка настоящего спортсмена, нужен и опыт, и педагогический талант, но самое главное — специальное образование.

Оптимальный вариант — наличие у тренера высшего физкультурного образования со специализацией по плаванию. Специалист, имеющий диплом физкультурного вуза, изучал и физиологию спорта, и спортивную медицину. Он лучше прочих разбирается в процессах, происходящих в организме во время физических нагрузок, а потому по крайней мере он не навредит ребенку на тренировке. Кроме того, проконсультировавшись у спортивного врача, такому инструктору можно смело доверить обучение ребенка с ослабленным здоровьем или ограниченными возможностями.

Как утверждает Иван Валерьевич, плавание полезно всем. Главное — найти грамотного специалиста, который подберет индивидуальный подход к обучению вашего ребенка. Он учтет особенности характера и физические возможности своего воспитанника и постарается максимально развить его способности. А если выяснится, что ваш ребенок обладает задатками настоящего чемпиона, тренер поможет вам определиться в решении вопросов спортивного будущего. И тогда, сопоставив перспективы со своими возможностями (в первую очередь финансовыми), вы сможете принять решение, остановиться ли вам на достигнутом уровне, довольствуясь тем, что ребенок благодаря плаванию стал сильнее и крепче многих своих сверстников, или искать дополнительные возможности для покорения спортивных вершин где-то за пределами родного города.

Выбор за вами. В любом случае самую главную базу для своих детей создают родители.