История вопроса

На главный вопрос референдума — хотим ли мы объединяться — большинство жителей области и округа отвечает каждодневной жизнью. За три с половиной века мы никогда и не прерывали тесных, взаимополезных отношений.

Наша область с момента основания и постройки Иркутска развивалась стремительно. В 1661 году заложен острог на реке Иркут. А народная дипломатия начала действовать еще раньше, и весьма успешно, иначе невозможно было бы так споро, так быстро возвести город и получить воеводство. Обмен, торговля, многогранное сотрудничество, выражаясь современным языком, шли более чем активно. В 1682 году в Иркутске учреждено самостоятельное воеводство, а в 1686 году Иркутский острог был возведен в степень города. Протопоп Аввакум, проезжавший через наши края к месту ссылки, был поражен богатством здешних мест. "...А во дворах травы красныя — и цветы и благовонны гораздо. Птиц зело много, гусей и лебедей, — по морю, яко снег, плавают. Рыба в нем — осетры и таймени. Стерляди и омули, и сиги, и прочих родов много".

Чтобы употребить все эти богатства на пользу, жить надо было в мире, а кроме того, приноравливаться к местным обычаям и способам выживания в суровых сибирских условиях. Что и делали русские первопоселенцы, принося в обмен местному населению свои навыки, свою информацию об устройстве жизни.

Интереснейший материал накоплен этнографами на тему взаимного сотрудничества русских и бурят, особенно в первые десятилетия жизни на иркутских землях.

— В сознании русских и бурят, проживающих совместно уже более трех с половиной веков, никогда не существовало идеи разъединенности. Несколько столетий буряты и русские жили совместно — взаимовыручкой и взаимообменом. Никакие решения сверху не могли изменить этой жизни, — Галина Медведева, кандидат исторических наук, зам. директора историко-этнографического музея "Тальцы", делает выводы, опираясь на материалы многолетних исследований и экспедиционных наблюдений. — Многие годы я занимаюсь изучением полифонии народной культуры Сибири — русской, разнообразной, — принесенной переселенцами с тех мест России, где они обитали раньше, а также бурятской, эвенкийской. Это привело меня к глубокому убеждению, что национальная культура живет, сохраняет силы, если она окружена, тесно соприкасается с другими культурами. Русские в Сибири, проживающие среди других народов, лучше сохранили свою архаику. Одна национальная культура стимулирует в другой внутренние потоки, идущие из древности, от корней нации. При этом существует взаимное гармоническое включение элементов материальной и духовной культуры народов, соседствующих долгое время. Когда русские появились в Сибири, буряты жили в основном скотоводством. Русские принесли культуру огородничества, передали ее навыки местному населению, а у бурят переняли способы сбора на заливных землях по два укоса трав, научились от эвенков хитростям охоты в тайге. Женщины начали шить теплую одежду, используя некоторые приемы местного населения. Шел постоянный взаимообмен, и не только на бытовом уровне.

Я все больше убеждаюсь, что главное в сибирском характере — это миролюбие и терпение.

Взаимопомощь, взаимовыручка, общие праздники, несмотря на разные верования и обряды. Мы все — русские, буряты или потомки смешанных браков — преклоняемся перед красотой и могучим духом священного Байкала. Все мы хотим, чтобы и дети наши жили, уважая древние традиции наших народов. А для этого надо быть сильными хозяевами на своей земле, чтобы защитить Байкал от экологических угроз, чтобы самим распоряжаться бесчисленными богатствами недр, чтобы жить в счастье и благополучии. Восстановление единого хозяйственного и административного пространства Иркутской области может стать важнейшим этапом в развитии нашего края.

Концепция развития объединенной Иркутской области предусматривает динамичное развитие, которое позволит за ближайшие 3—4 года стать иркутской земле опорным регионом страны в Восточной Сибири. Почти в два раза повысятся доходы населения, в два раза увеличится уровень валового регионального продукта.

Референдум поможет сделать важный шаг к тому, чтобы наша сибирская семья народов жила достойно, в соответствии со стандартами нового века.