Виталий Шуба: "Мы должны проявить государственный подход и житейскую мудрость"

"Мы ждем перемен!" — эта строчка из песни Виктора Цоя вполне могла бы стать лозунгом сегодняшнего дня для Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Люди нашего края ждут перемен, эти настроения буквально витают в воздухе. Прежде всего это связано с грядущим объединением наших регионов. 16 апреля состоится референдум. Этот день станет поворотным в судьбе двух субъектов Федерации. Впрочем, и для России это станет событием огромного значения, ведь с обновленной Иркутской областью у федерального центра связаны большие планы и надежды.
Накануне референдума о своем видении настоящего и будущего Иркутской области рассказывает доктор экономических наук, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по бюджету и налогам Виталий Борисович Шуба.

Конец ледникового периода

— Оппоненты объединительной политики государства еще совсем недавно утверждали: Иркутской области никогда не переломить настороженного отношения федерального центра и объединение с округом не поможет растопить лед в этих отношениях. Однако жизнь доказывает, что это не так.

Потепление Москвы в отношении Иркутской области в случае объединения реально. Более того, уже сейчас наметились позитивные сдвиги в этой области. Так, при принятии бюджета 2006 года было увеличено финансирование проектов в рамках программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации". Суммы возросли и для Иркутской области, где по этой программе финансируется два очень важных социальных объекта — областная клиническая больница и Восточно-Сибирский онкологический центр. В этом году на онкоцентр выделена довольно большая сумма — 215 млн рублей. Планируем, что уже в этом году хирургический корпус онкодиспансера будет сдан в эксплуатацию. Кроме того, более чем в два раза увеличилось финансирование на строительство, реконструкцию и содержание автодорог федерального значения. В будущем будем добиваться еще большего увеличения этих сумм.

В ближайшее время — 2006—2007 гг. — Иркутская область будет полностью телефонизирована, связь появится даже в самых отдаленных и малонаселенных уголках Прибайкалья. А уже к лету этого года все жители Иркутской области получат возможность смотреть телевизионные программы, в том числе и областного ТВ. И все это за счет федеральных денег — ни копейки на это не будет потрачено из областной казны.

И это далеко не все свидетельства смены федерального курса в отношении некогда "опального" региона. С полной уверенностью можно сказать: ледниковый период в отношениях между Иркутской областью и федеральным центром благополучно закончился.

Об инвестициях и не только

В результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа наш регион обретет больший политический вес на федеральном уровне. Прежде всего снижаются политические риски, убираются административные барьеры, возрастает инвестиционная привлекательность объединенного субъекта РФ.

Что будет, когда в Иркутскую область придут инвестиции, без которых экономика просто не может развиваться? Станет возможной реализация крупных проектов, развитие инфраструктуры, увеличение рабочих мест, рост экономики, улучшение ситуации в социальной сфере региона. Например, такой масштабный проект, как газификация Иркутской области, нуждается в максимально благоприятных условиях для инвестора. Без объединения реализовывать его пришлось бы, преодолевая границы еще одного субъекта Федерации. А это лишние сложности, согласования, проволочки.

С государственной точки зрения объединиться нужно еще и потому, что назрела необходимость решить проблему неравномерного развития регионов России. Ведь все мы — жители одного государства, при этом уровень достатка людей в зависимости от региона существенно различается.

В России до последнего времени было 89 субъектов Федерации, экономический уровень которых очень разный, что отражается и на материальной обеспеченности людей. Например, в Германии после объединения восточной и западной частей разница в уровне экономического развития составляла 5—5,5 раза. В России же разница между регионами — в десятки раз.

Для социальной сферы области и округа преимущества объединения так же очевидны, как и плюсы в экономической сфере. В особенности это касается здравоохранения. Как известно, крупные медицинские учреждения сосредоточены в Иркутске, Братске, других больших городах — там хорошее оснащение, современное оборудование, высокопрофессиональные медицинские кадры. С объединением в этих учреждениях возрастает нагрузка, будет более эффективно использоваться оборудование. Да и барьеры для оказания медицинской помощи жителям округа будут сняты. Конечно, пациентам из автономии областные врачи не отказывали, однако в этом вопросе не все было гладко. Так, оплата за неработающее население, которая идет из бюджета округа, все время задерживалась. Это создавало дополнительное напряжение. Первичный уровень оказания медицинской помощи должен стать более качественным как в округе, так и в области. Но создавать медицинские высокотехнологичные центры на территории автономии нецелесообразно — это требует больших вложений, а в Иркутске, буквально рядом, имеется отличная медицинская база.

Объединение: этнический вопрос

Противники объединения в качестве одного из главных аргументов против выдвигают тезис о том, что в рамках укрупненного субъекта Федерации будут потеряны культура и традиции бурятского народа. Те, кто это утверждает, допускают серьезную ошибку. Во-первых, мы объединяемся не по национальному признаку — объединяются два субъекта Федерации, в которых проживают представители многих национальностей. Поэтому необходимо учитывать интересы всех этнических групп. Россия — федеративное государство. В Конституции России четко прописано, что мы обязаны развивать культуру, обычаи и язык всех народов, населяющих РФ.

Во-вторых, оппоненты забывают, что в составе Иркутской области есть территории, где компактно проживают буряты, например Ольхонский район. Там, кстати, бурятского населения 52% (для сравнения: в УОБАО 38% бурят). И ведь никто не скажет, что там внимание и поддержка культуре, обычаям и традициям бурятского населения со стороны областной власти оказывается меньшая, чем в округе. Мне думается, поскольку в составе объединенного субъекта Федерации численность бурятского населения возрастает, появляется больше возможностей уделить особое внимание сохранению национально-культурных традиций коренного населения. К тому же у экономически сильного региона гораздо больше ресурсов для этого. Еще раз хочу подчеркнуть: не стоит опасаться, что в результате объединения этнос может раствориться. Жизнь показывает, что это не так.

Что должно побудить людей прийти на референдум? Я думаю, каждый из нас должен сказать свое слово, проявить гражданскую, государственную позицию и житейскую мудрость. Мы должны четко понимать: участие в референдуме не обеспечит немедленного денежного прибавления к зарплате или пенсии, мгновенного результата не будет. Но в целом у региона, а значит, и у людей, его населяющих, многократно возрастут возможности улучшения жизни. И это самое главное!