Сектанты преподают в иркутских вузах и колледжах

Родители студентов рыдают от горя и проклинают день, когда их дети поступили в эти учебные заведения

Две убитые горем женщины обратились в Иркутскую региональную общественную организацию "Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия". У одной попал в секту сын, у другой внук. Оба парня принадлежат к той группе молодежи, которую обычно называют будущим России. Они всегда преуспевали в учебе и подавали большие надежды. Однако именно стремление к знаниям привело молодых людей в секту, в которой они состоят уже несколько лет.

Кирилл (имя изменено), обучаясь в одном из иркутских университетов, решил посещать спецкурс по культурологии, который читал не кто иной, как председатель регионального отделения Общества сознания Кришны (по данным справочника "Деструктивные культы, действующие на территории Иркутской области", это тоталитарный культ восточного направления).

Олег (имя изменено) во время учебы в одном из иркутских колледжей стал членом философского клуба. О философии, а точнее о философии Общества сознания Кришны, студентам рассказывала преподаватель физики.

Сейчас эти некогда здоровые спортивные парни представляют собой исхудавших, изможденных существ, у которых уже наблюдаются серьезные изменения в психике. Родственники потеряли покой, жизнь в этих семьях превратилась в сущий ад.

"Ты хоронишь меня заживо"

Бабушка Олега не может спокойно рассказывать о том, что произошло с ее внуком, — голос дрожит, глаза наполняются слезами.

— Он спортом занимался — лыжами, волейболом, всегда хорошо учился. И в школе, и в колледже нас с дедушкой благодарили за то, что мы воспитали такого внука. На 3-м курсе колледжа Олег стал ходить в этот философский клуб. Сначала я ничего не замечала. Когда внук перестал есть мясо, грешила на то, что дедушка кур зарубил, поэтому Олег, мальчик жалостливый и сердобольный, теперь не может есть мясо. Кур мы держать на даче перестали. Однажды к нам в гости пришла знакомая, преподаватель истории. Она увидела книги, которые читает Олег, и разъяснила мне, в чем тут дело. Я пошла в колледж к преподавательнице этого философского клуба, она тут же эти книги достала, начала мне начитывать... Еще она сказала, что в том, что мальчик не ест мясо, ничего страшного нет. А как же нет, когда на него уже смотреть страшно — похудел, под глазами синяки, давление низкое. Он меня теперь даже к плите не подпускает, сам варит себе какие-то каши. Не ест ни лук, ни чеснок, ни капусту, ни хлеб. Ходит в храм к этим кришнаитам и оттуда приносит какую-то пищу. Я на инвалидности, у меня сахарный диабет и больной желудок. То, что он приносит, я есть не могу. А дедушка у нас после трех инфарктов постоянно живет на даче, так внук и туда эту пищу носил. Однажды принес какую-то диетическую колбасу — ни собака, ни кошка есть ее не стали. Я не знаю, что они в эту пищу подмешивают. Дедушка как-то попробовал — у него желудок схватило. Еще внук дома жжет какие-то свечи с жутким запахом. У меня от них сразу начинает болеть голова. Я ему говорю: "Что ты делаешь? Хоронишь меня заживо". В три часа ночи он встает, начинает перебирать четки, а утром ему на работу. Я вижу, что он уже еле ходит, силы совсем иссякли. А ведь внук еще заочно учится в университете. Я боюсь, что скоро он не сможет ни учиться, ни работать. Не знаю даже, куда обращаться, кто нам поможет. Я еле хожу, ноги больные, а как внук соберется к дедушке на дачу — через силу, превозмогая боль, бреду за ним — там он или нет. Боюсь постоянно, что он в в этот храм в Иркутске II поедет. Что они там с нашими детьми делают! И ведь никакой управы нет. Наши ребята — будущие солдаты, а они их гробят.

"Мы отдаем детей учиться, а их вербуют в секты"

Мама Кирилла по поводу деятельности Общества сознания Кришны и организации "Пища жизни" уже обращалась и в милицию, и в прокуратуру, и к депутатам. Своего сына женщина водила в центр психологической помощи, специалисты которого обнаружили у молодого человека изменения в психике. Но даже таких доказательств правоохранительным органам недостаточно. Нет в нашем законодательстве таких понятий, как духовное и психологическое насилие.

— Мой мальчик закончил школу с серебряной медалью и сам поступил в этот университет, будь он неладен, — рассказывает убитая горем мать. — Сейчас он уже заканчивает вуз, идет на красный диплом. Будучи студентом второго курса, Кирилл стал посещать занятия по культурологии. Курс назывался "Культура, не подвластная времени", и вел его руководитель регионального Обшества сознания Кришны. Узнала я о том, что это за спецкурс, случайно — на глаза попалась тетрадь с лекциями про 27 смертных кругов и прочую дурь. Возмущению моему не было предела — мы отдаем детей учиться, получать образование, а вместо этого их вербуют в секты. Я обратилась в администрацию, курс вроде бы прикрыли. Но было поздно. Сын попал в секту и находится там уже четыре года. Он не ест ни мясо, ни рыбу, ни яйца. Ездит в храм в Иркутск II, который располагается в бывшем детском саду. Сейчас кришнаиты заканчивают строительство уже настоящего храма в Первомайском. Я знаю, что в Москве строительство такого сооружения запретили, а у нас, видимо, можно все. Когда я решила узнать побольше об этом Обществе сознания Кришны, то пришла в ужас. Они подмешивают в пищу какие-то наркотические вещества, заставляют отказаться от белковой пищи, чтобы ухудшить работу головного мозга, изнуряют ночными бдениями и работой, призывают своих адептов уйти из семьи. Браки у них запрещены, и сексуальные отношения между членами общества вроде бы тоже. Но женщина у них считается низшим существом, с ней можно делать все что хочешь. Поэтому я слышала, что сексуальное насилие в этой секте не редкость. Люди добровольно отдают этому обществу свое жилье и живут в храме. Я нахожусь в постоянном страхе за своего сына, не знаю, где искать защиты. Но я буду бороться до последнего.

Храм в детском саду

Иркутск II. Здание бывшего детского сада без отличительных табличек. В прихожей стенды, рассказывающие о деятельности областной благотворительной организации "Пища жизни" и благодарность от заместителя мэра Иркутска Нины Алаевой за активное участие "Пищи жизни" в региональном празднике "День Байкала".

Председатель "Пищи жизни" Владимир Лобов расписывает корреспонденту "СМ Номер один" прелести своей организации.

— У нас есть благотворительные программы, мы кормим инвалидов, престарелых, детей-сирот. С двумя детскими домами в Юбилейном сотрудничаем постоянно, устраиваем дни именинника, привозим подарки и сладкое угощение — торты, пирожные.

Торты "Пища жизни" стряпает, естественно, без яиц — на сыворотке, муке, сахаре и растительном масле. Вся еда готовится здесь же, в детском саду, на кухне.

По определенным дням "Пища жизни" раздает горячие обеды нуждающимся на рынках города. Суп с соевым мясом, булочки на сыворотке, компот.

По словам Лобова, все продукты, из которых готовится пища, — это пожертвования иркутян. Некоторые предприятия пищевой промышленности Иркутска и различные частные компании предоставляют организации продукты бесплатно.

В приготовлении еды "Пища жизни" использует различные специи, стойким запахом которых буквально пропитано все бывшее помещение детского сада.

Лобов говорит о том, что специи обладают лечебным эффектом, и о том, что человек представляет собой то, что он ест.

К разговору подключается молодой человек, на бритой голове которого красуется косичка. Однако Лобов тут же открещивается от каких-либо связей с кришнаитами.

— Мы разные организации. Ну, находимся в одном здании, ну, знакомы, и что?

Однако сами кришнаиты, которые и живут прямо в здании детского сада, не скрывают, что работают в "Пище жизни", готовят еду, занимаются поиском спонсоров.

Кришнаит Марат соглашается провести экскурсию по зданию. На кухне трудится молодой парень. Вместо привычных мужских штанов на нем что-то типа юбки — полоса ткани, обмотанная вокруг бедер, — дхоти.

Неподалеку от кухни находится мужской ашрам — вроде кельи. В просторной комнате практически нет мебели. Парни спят и едят прямо на полу. Их одежда развешана на веревках, обувь аккуратно составлена в стеллаж в прихожей.

В пролете между первым и вторым этажами здания обнаруживаются стенды, рассказывающие уже об Обществе сознания Кришны. Особо выделяется объявление о том, что на кухне Кришны заканчиваются продукты и нужно приносить из дома картошку и крупу.

На втором этаже располагается огромный зал для молитв и небольшой магазин с индийскими благовониями, приправами и другими предметами индийской культуры.

Марат говорит, что это магазин для внутреннего пользования, потому что религиозная организация не может заниматься коммерческой деятельностью.

На вопрос, кому принадлежат другие подобные магазины в Иркутске и агентство недвижимости, по некоторым сведениям имеющее отношение к кришнаитам, Марат отвечает уклончиво.

— Не знаю, может, кто-то из членов общества и открыл, а может, и нет.

Комната, где живут женщины, находится в другом крыле здания. Совсем молоденькая девушка и уже довольно пожилая дама боятся отвечать на вопросы и приглашают "старшую".

Небольшое помещение плотно заставлено топчанами, одежда развешана вдоль стен. Среди объявлений — список лиц, ответственных за распространение книг по районам города и критерии чистоты одежды: платье, в котором ходили в туалет, считается грязным.

Подоспевшая "старшая" оказывается молодой симпатичной девушкой. Вопрос, почему люди живут в таких ужасных условиях, ей кажется странным. Отвечает: "Потому что мы взрослые и сами выбираем, как нам жить".

Дальше выясняется, что условия — это еще цветочки. Все, кто живет в храме, соблюдают строгий распорядок дня. Спать они могут только с девяти вечера до трех ночи. В три часа все встают и начинают мыть полы, все прибирать, потом моются сами и в 4.15 идут на первую службу.

Дальше весь день загружен работой, которая перемежается службами. У каждого есть свои обязанности — чистить картошку, готовить пищу, распространять книги, искать спонсоров, строить храм...

При такой нагрузке и неполноценном питании к девяти вечера жители храма действительно валятся с ног. Но никто не жалуется, потому что их убедили в том, что так и должно быть.

В кришнаитских школах насилуют детей

По данным справочника "Деструктивные культы, действующие на территории Иркутской области", Общество сознания Кришны — это тоталитарный культ восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептов антипатриотических и антинациональных воззрений, пренебрежительного отношения к нечленам культа. Само течение представляет собой американизированную версию индуизма, руководящее звено секты находится в США.

В последние годы кришнаиты начали вести активную деятельность на территории России. Они свободно проникают в администрации городов и районов, принося чиновникам свои угощения, и радуются, когда люди принимают эту идоложертвенную пищу.

На первый взгляд, кришнаиты выглядят довольно мирно. Однако для них вполне приемлемо выражать ярость в отношении нечленов общества вплоть до насилия и убийства. Убийство является санкционированным, если оно осуществлено именем Кришны. Адепт может лишить кого-либо жизни и даже не чувствовать себя виноватым, потому что он, как солдат, убивает по приказу.

Сексуальное насилие, в том числе в отношении детей, для кришнаитов тоже почти норма. Известны случаи, когда русские дети вывозились в ашрамы Индии, где подвергались насилию со стороны взрослых мужчин. Порой подобные действия даже принимали вид ритуальных.

Ритуальное убийство иркутского священника

По словам Алексея Мишина, заведующего сектором по работе с религиозными объединениями администрации Иркутской области, действующее на территории региона Общество сознания Кришны пока особо себя не проявляет. Со стороны населения были претензии только к организации "Пища жизни" — некоторые иркутяне понимают, что пища, которую они раздают, жертвенная, и вступают с благотворителями в религиозные споры.

Тем не менее были в истории и криминальные случаи, связанные с кришнаитами. В 2000 году служитель Кришны принес в жертву своему богу православного священника, который одно время нес службу в Знаменском соборе Иркутска.

Иеромонах Григорий Яковлев, покинув столицу Восточной Сибири, отправился в Эвенкийский округ, где стал настоятелем Свято-Троицкого храма в Туре.

Однажды он познакомился с молодым человеком, который представился кришнаитом. Православный священник не раз беседовал с этим парнем о вере и помогал ему — давал еду и одежду.

А однажды ночью кришнаит пришел к священнику в дом, ударил его шилом в сердце, затем отрезал складным ножом голову, внес ее в алтарь, обошел вокруг престола так, чтобы капли крови падали по кругу, потом оставил голову иеромонаха лежать на престоле.

На допросе выяснилось, что кришнаит совершил ритуальное убийство. Он заявил, что гуру послал его от имени Кришны и приказал убить священника именно таким образом.

Однако, когда разразился скандал, Общество сознания Кришны сделало официальное заявление о том, что человек, убивший православного священника, никакого отношения к ним не имеет и в списках членов общества не значится.

Иркутский священник Дионисий Садовников, настоятель храма Успения Божией Матери, был лично знаком с отцом Григорием и общался с ним свыше трех лет.

— На моей памяти он бы отцом Геннадием, а потом, когда Романов стал служить в Туре, он принял постриг и другое имя — Григорий, — рассказывает отец Дионисий. — Он был настоящим подвижником, не заботился о своем благополучии, хотел помочь всем людям, не только близким. Когда отец Григорий видел в храме плохо одетого человека, мог полностью одеть его, обуть, накормить, сказать утешительные слова. Убийство этого человека стало большим ударом не только для меня, но и для всей православной церкви. Тогда я понял, что за маской "добрых" сектантов-кришнаитов скрывается другое лицо — лицо человека, который совершил это жестокое убийство. То, что Общество сознания Кришны открестилось от убийцы, вполне понятно. Зачем им это пятно? Однако однажды я сам столкнулся с кришнаитами, их методами работы, оригинальным психологическим подходом, и могу сказать, что ими движут далеко не благие порывы. Началось все с того, что человек предложил помощь нашей церкви. Помогал, помогал, мы общались, разговаривали... А впоследствии я узнал, что этот человек — кришнаит. С одной стороны, он сделал доброе дело — предложил помощь, и отказать ему нельзя. С другой стороны, он сделал ход конем. Желание помочь было лицемерием. Просто они нуждались в православном священнике, который, в случае чего, мог бы их поддержать. В моем лице они такого человека не нашли.

Информация официального сайта движения сознания Кришны в России:

"Главная благотворительная программа движения — "Харе Кришна — Пища жизни", действующая практически во всех странах мира и в большинстве городов России и СНГ. Цель программы — обеспечивать полноценной горячей пищей всех нуждающихся, а также оказывать духовно-психологическую помощь обездоленным, особенно в местах военных конфликтов и стихийных бедствий. Поддерживается "Пища жизни" за счет пожертвований граждан и организаций. В ряде случаев программа осуществляется при содействии филиалов Международного Красного Креста и ЮНИСЕФ".

Закон РФ "Об образовании", статья 1, пункт 5:

"В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются".

Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия ждет ваших звонков в субботу с 14.00 до 18.00 по телефону 29-10-08.