За шесть трупов дали пожизненное

Восточно-Сибирский окружной военный суд поставил точку в одном из самых кровавых преступлений в пограничных войсках

Восточно-Сибирский окружной военный суд вынес приговор трем военнослужащим Сретенского пограничного отряда — ефрейтору Руслану Тюрину, рядовому Альберту Юзееву и жителю Тайшетского района (до призыва в армию) ефрейтору Денису Марченко. Таким образом, наконец-то была дана правовая оценка трагическим событиям, произошедшим в ночь с 14 на 15 марта 2005 года на пограничной заставе "Амурская" (Могочинский район Читинской области). Они и сейчас поражают своей бессмысленной и нелепой жестокостью.

Напомним, что совершению преступления предшествовало прибытие на пограничную заставу сотрудника отдела ФСБ капитана Александра Курочкина. Он собирался проверить оперативную информацию об имевших место фактах неуставных взаимоотношений в подразделении. По приезде особист вызвал для беседы старослужащих Марченко, Тюрина и рядового Александра Якимова, до той поры бывших у командования в целом на хорошем счету, и сгоряча пообещал им, что вместо дембеля они скоро отправятся в дисбат.

Сразу надо отметить, что каких-то изощренных издевательств над своими сослуживцами более ранних сроков призыва подсудимые не совершали. В уголовном деле фигурируют лишь два эпизода, когда они среди ночи поднимали трех несимпатичных им молодых бойцов (один из них был поваром на заставе) и пытались их заставить приседать либо отжиматься от пола. Поскольку "молодежь" "старикам" не подчинилась, "дедушки" по-отечески отвесили "подрастающему поколению" несколько увесистых тумаков. Максимум, что могли получить казарменные хулиганы за свои прегрешения — это год дисциплинарного батальона. И вполне возможно, что до суда дело вообще не дошло бы. Однако в юридических нюансах будущие подсудимые тогда разбирались плохо. Потому, крепко выпив с горя, они решили дорого продать свою свободу.

Заступивший в наряд "Часовой заставы" рядовой Альберт Юзеев передал свой автомат Денису Марченко. Тот хладнокровно застрелил из него сидевшего в комнате досуга заместителя начальника заставы по воспитательной работе старшего лейтенанта Вячеслава Марченко, а затем и мирно спящего в комнате для приезжих гостей капитана Александра Курочкина. Потом вместе с Якимовым они разбудили пограничников заставы и загнал их в оружейную комнату, предварительно похитив оттуда четыре автомата с боеприпасами. После этого парочка новоявленных киллеров отправились в дом к начальнику пограничной заставы старшему лейтенанту Денису Мармылеву и разрядила в него рожок из автомата.

После совершения тройного убийства, Тюрин. Марченко, Юзеев и Якимов на автомобиле УАЗ сбежали с заставы. На трассе Таптугары — Часовинка сидевший за рулем Тюрин не справился с управлением машины и врезался в "Ниву", в которой находились три сотрудника Могочинского РОВД, которые выехали на перехват дезертиров. Реакция и боевая выучка у пограничников оказалось лучше, чем у стражей порядка. Солдаты успели первыми открыть огонь и сразили наповал подполковника милиции Виктора Малого, старшего лейтенанта милиции Игоря Крупу и лейтенанта милиции Цирика Цыренжапова.

Поскольку машина была разбита, беглецы попытались пешком выйти к трассе "Амур", но далеко не ушли. При задержании рядовой Александр Якимов покончил жизнь самоубийством, рядовой Юзеев тоже выстрелил в рот из автомата, но лишь ранил себя. Тюрин и Марченко сдались милиционерам без сопротивления.

Почти год длилось следствие, и 2 марта 2006 года судья Дмитрий Коршунов вынес обвинительный приговор. Марченко был приговорен к пожизненному заключению в исправительной колонии особого режима, Юзеев — к 20 годам заключения в колонии строго режима, Тюрин — к 10 годам заключения в колонии общего режима. Кроме того, окружной суд постановил удовлетворить гражданские иски родственников погибших офицеров о возмещении морального вреда и затрат на погребение, а также иск УВД в качестве денежной компенсации за поврежденный автомобиль "Нива".

Однако родственники погибших недовольны приговором суда и считают его и удовлетворенные иски достаточно мягкими. Общая сумма заявленных исков со стороны пострадавших превысила двадцать миллионов рублей. Большую часть денег родственники погибших офицеров и милиционеров намеревались получить от Сретенского пограничного отряда, но суд решил, что платить будут подсудимые. Причем сумма, подлежащая удовлетворению, была снижена в несколько раз, что, разумеется, пострадавших вовсе не обрадовало. Они почему-то были уверены, что возместить ущерб им должно было именно государство, а не солдаты, у которых от службы на отдаленной таежной заставе поехала крыша. Но, как известно, с законом не поспоришь.

Мать убитого начальника заставы Тамара Ивановна Мармылева заявила читинским журналистам, что решение суда ей откровенно не нравится. "Все подсудимые заслужили как минимум пожизненного заключения. Деньги, которые нам выплатят, это тоже мизер. Но судиться я больше ни с кем не буду. Мне больно все это вспоминать", — сказала она.