Нерпа занялась продажей своих картин

За полотна, нарисованные байкальской нерпой Тито, заказчики выкладывают немалые деньги

Необычайный аттракцион с начала этой недели проходит в Иркутском нерпинарии. Дрессированный Тито в конце этой зимы стал единственной в мире нерпой, которая рисует картины. И вот творческие работы впервые выставлены на открытый аукцион. Самое замечательное, что картины Тито рисует прямо в присутствии "заказчиков" и по результатам его творчества разгораются нешуточные финансовые баталии...

Тито — единственная нерпа, которая проявила талант к рисованию. Остальные обитатели Иркутского нерпинария этого дара лишены, поэтому только завидуют и очень любопытствуют, когда Тито творит, — подплывают к "студии", рассматривают работу, потом отплывают в другой конец бассейна и наблюдают издалека. Муза Тито, его подружка Лэсси, очень уважительно относится к новому увлечению своего приятеля и теперь заметно больше уважает и самого Тито.

В процессе тренировок, когда Тито только обучался рисованию, было нарисовано порядка тридцати картин. Их выставка недавно состоялась в культурно-досуговом центре "Художественный". Тогда некоторые зрители высказали свое неподдельное восхищение талантом Тито и навязчивое желание приобрести водостойкие полотна нерпы. Так родилась идея провести первый аукцион.

Как рассказал научный консультант нерпинария Евгений Баранов, Тито сам выбирает краски, тыкая носом в соответствующий цвет на палитре, и дрессировщик подает ему окрашенную кисть. Цвета Тито предпочитает яркие, насыщенные: голубой, красный, желтый. Не очень любит и редко пользуется коричневым, серым и черным. Тренеры заметили, что выбор цветовой гаммы и сюжета зависит от настроения и самочувствия Тито.

Картины выдержаны в яркой экспрессионистской манере, и сейчас мастерство Тито настолько возросло, что на картинах уже угадываются сюжеты. Так, на трех уже проданных с аукциона картинах видны солнце, море, цветы и даже какие-то каббалистические символы и отдельные буквы.

— Труднее всего для Тито было привыкнуть рисовать не в "студии", а на людях. Несколько раз было так, что мы объявляли аукцион, а он отказывался рисовать, уходил на глубину и там нарезал круги, — рассказал Евгений Баранов. — Теперь он перестал стесняться, а это тоже значительное изменение в его поведении, что для нас, как для исследователей, очень интересно.

Первыми покупателями картин стали школьники Иркутска, Вихоревки и Усть-Кута, приехавшие со своими родителями (это были три группы экскурсантов нерпинария). Когда Тито заканчивал рисовать, им предлагали купить картину. Страсти разгорались более бурные, чем на аукционах Сотбис и Кристи: школьники азартно торговались, умоляюще глядя на родительские кошельки. Стартовая цена каждой картины была один рубль. В результате одну из картин продали за триста рублей. Учитывая, что экскурсанты были людьми небогатыми, это значительная сумма.