Ребенка к школе нужно готовить специально

Почему умеющие читать и писать дошколята начинают резко отставать через пару лет учебы

В иркутских школах ведется запись будущих первоклассников, а это значит, что родители вовсю готовят детишек к школе. Важно не только собрать необходимые справки, сделать медицинскую карту, подкопить к сентябрю деньжат, но и удостовериться, что ваш малыш способен к успешному обучению в школе. Каждое общеобразовательное учреждение проводит тестирование или собеседование с будущим учеником, дабы выявить его готовность к тяготам школьной жизни. Сегодня мы решили выяснить, как заполнить пробелы в развитии ребенка, как составить собственное мнение о его школьной зрелости. Материал особенно актуален сегодня, потому что до первого звонка еще далеко и есть время наверстать упущенное.

Подготовка к школе начинается с первых дней жизни

Не успели родители оглянуться, как их сын или дочь оказались на пороге школы. И теперь, вспоминая тот день, когда вы впервые взяли крошку на руки, трудно будет удержаться от восклицания: "Как быстро летит время!" Порой присоединяется к этому ощущению быстротечности времени и сожаление — что-то не успели сделать, что-то упустили, осуществили не все планы относительно воспитания и развития собственного ребенка.

Будущие первоклассники с тревогой и радостью ожидают, когда у них начнется новая жизнь. Новая, но в значительной степени определенная тем, что вам удалось сделать для него и совместно с ним в первые семь лет жизни.

Родители в предвкушении пятерок

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. За консультацией мы обратились к детским психологам Оксане Минчик и Светлане Копейкиной в городской центр медико-социальной, психологической и психотерапевтической помощи населению.

Как говорят сотрудники центра, мы не всегда ясно представляем, что во многом готовность к школе проявляется не в каком-то багаже знаний, а зависит именно от душевного настроя ребенка. Важно войти в школу, как в новое и интересное дело, с верой в собственные возможности и готовностью испытать себя. Сформировать такую веру возможно с помощью различных программ, направленных на развитие всех составляющих школьной зрелости.

В современном мире не каждый родитель позволит себе надеяться на русский авось, потому что требования жизни изменились, сегодня нужны новые люди, новые знания. Родители смело делают попытки предвосхитить успех своего чада, подготовить его к школьной скамье, но у всех разные задачи.

Зачастую взрослые отправляют своих детей на курсы с целью переложить ответственность за развитие ребенка на педагогов, кто-то отдает дань моде (друзья записали в школу раннего развития сына, надо и своего пристроить). Истинные же причины — у тех, кого терзает вопрос: как же он, такой неусидчивый, ленивый, рассеянный и непослушный будет учиться? Многие решают справиться своими силами и за месяц до школы начинают обучать ребенка алфавиту и порядковому счету. В результате всех ошибок полностью гасится интерес и позитивное отношение к учебному процессу.

Программы работают по разным направлениям

Сегодня довольно богатый выбор разных авторских методик для будущих учеников. Как правило, их особенности обсуждают на предварительной встрече, где не только педагоги знакомят с проектом будущей работы, но и сами специалисты внимательно выслушивают пожелания родителей, определяют цели и задачи.

Ребенка записывают на курсы к новым, незнакомым людям, его ожидает встреча с неизвестными сверстниками. Это уже своего рода прививка к длительной адаптации в школе, но еще существенный плюс — здесь с ним работают индивидуально, в форме психотерапевтической группы (обычно на 6—8 человек два педагога). Занятие длится около 1 часа или 1 часа 30 минут. По окончании урока зададут первое домашнее задание и даже поставят оценку.

— Когда нам заявляют, что мы должны только научить самому главному (по мнению многих родителей) — читать и считать, то мы советуем лучше обратиться к репетиторам, — рассказывает Оксана Минчик. — Потому что все-таки главное — это создать у ребенка правильную мотивацию ("Я знаю, что иду в школу за знаниями"), сформировать интерес.

Для того чтобы развивать интеллектуальные способности (мышление, память, внимание), мы должны хорошо знать ребенка. Какие бы ни были задатки и способности, у каждого ребенка есть потолок возможностей. И чтобы не истощать детский организм, педагоги выявляют его при помощи заданий и диагностик. Оказывается, эти особенности отчасти проявляются в моделируемых педагогами ситуациях успеха. Как будущий школьник воспринимает похвалу и порицание, победу и поражение, выигрыш и проигрыш?

— Если некоторых похвала побуждает к действию с утроенной силой, то другие предпочитают некоторое время почивать на лаврах, — рассказывает Светлана Копейкина.

Не всем полезно сидеть на занятиях

В идеале руководителями программ должны быть психологи, специализирующиеся на педагогике и медицине. Часто у детей встречаются нейродинамические нарушения. И медицинский психолог вместо подготовительных занятий иногда советует больше гулять, играть, отдыхать. Это тоже своего рода подготовка к школе, индивидуальный подход с учетом физиологических особенностей. Здесь, как в медицине, главное — не навреди!

Детям же, не посещавшим дошкольные учреждения, особенно полезно пройти реабилитационный курс первоклассника. Обычно методики держатся на трех китах — Движение, Творчество, Игра. Задание строится на равноправном развитии правого и левого полушария. Правши развиваются творчески и эмоционально, а левши учатся логически мыслить.

Разочарование в школе неизбежно

Подготовительные программы, конечно, являются фильтром, но все же психологи замечают неизбежный спад интереса у первоклашек. Детей угнетает то, что вся жизнь стала состоять из обязанностей. Нельзя опаздывать, на уроке сиди тихо, ровно, пиши без помарок. Захотел выйти из класса — надо отпроситься. Прыгать и кричать не разрешают даже на переменах. Сплошные ограничения. Кому же понравится такая жизнь?

Поэтому, повторим, умение читать и писать может даже навредить ребенку в процессе адаптации. Такому ребенку скучно, неинтересно сидеть на уроке, он отвлекается, отвлекает других ребят и мешает учителю. Он не успевает научиться работать на уроке и при переходе к темам и предметам, которых он не знает, начинает отставать. К третьему-четвертому классу он из отличника может стать троечником. Важно заранее узнать, какие требования предъявляются в школе.

Основные составляющие школьной готовности

Специалисты считают, что к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность ребенка к усвоению информацию. Школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый дошкольник имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости.

Интеллектуальная зрелость для возраста 6—7 лет — это способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, правильная речь, умение воспроизводить образец, мыслить, рассуждать, доказывать, а также развитие мелкой моторики, координации движений.

Эмоциональная зрелость — это умение управлять своей волей, умение сдерживать эмоции. Если в раннем детстве процессы возбуждения преобладали над процессами торможения, то к школьным годам психика меняется, человек может длительное время выполнять не очень привлекательную работу (домашнее задание), то есть развивается произвольность поведения.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.