Говорухин переключился на женщин

Режиссер перестал снимать фильмы о героях-мужчинах и отдает дань слабому полу

С 1 марта в иркутском Доме кино начался показ последней работы Станислава Говорухина "Не хлебом единым". 29 марта фильм покажут по телевидению, а на прошлой неделе режиссер вместе с исполнительницей главной роли — актрисой Светланой Ходченковой — побывал в Иркутске. Зрители и журналисты смогли задать маститому режиссеру и начинающей актрисе свои вопросы.

Станислав Говорухин был предсказуемо жестким и ироничным, а актриса Светлана Ходченкова удивила эльфической невесомостью своих форм. Оказывается, после съемок у Говорухина и замужества она сильно похудела, тогда как в студенчестве была достаточно упитанной. В Ходченковой (кстати, Говорухин предлагал ей взять псевдоним, но она отказалась) уже чувствуются зачатки некой московской звездности, но актриса еще мила, проста и немного застенчива. Светлана сама пришла к Говорухину на пробы фильма "Благословите женщину", причем ее сначала планировали взять на роль сестры главной героини. Именно роль жертвенной, самоотверженной, любящей женщины стала точкой отсчета в творческой судьбе Ходченковой. По словам самой актрисы, ей очень нравятся фильмы Говорухина и, если бы была такая возможность, она с удовольствием снялась бы в картине "Десять негритят".

А Станислав Говорухин, отсняв множество фильмов с главным героем мужчиной, сейчас отдает творческий долг женщинам:

— С возрастом я стал понимать, что главная роль в жизни и обществе все-таки принадлежит женщине. Женщина на порядок выше мужчины — она более организованна, более добра. Без женщины не было бы жизни на земле, как бы банально это ни звучало. Фильмы о мужественных героях не оказали влияния на зрителей. Может быть, картины о женщинах возымеют какое-то действие?

Говорухин вообще очень недоволен и нынешним временем, и современным поколением. В этом он в большей мере винит "новых большевиков" — Ельцина, Гайдара, Бурбулиса. Его пугают современные дети, охваченные поттероманией, почитающие не благородных героев кинематографа, а воспетых в "Бригаде" и "Бумере" бандитов. "Режиссер перестал быть гражданином, воспитателем, перестал быть художником в высоком смысле этого слова. И такие "творцы", конечно, в веках не останутся", — утверждает Говорухин.

Ну а сам Станислав Сергеевич давно уже стал киноклассиком благодаря своим дивным картинам "Место встречи изменить нельзя", "Десять негритят", "Дети капитана Гранта", "Ворошиловский стрелок". Его последняя картина "Не хлебом единым" в течение 10 дней будет демонстрироваться в иркутском Доме кино. Фильм уже увидели жители Нью-Йорка, Парижа, Риги, Минска, Киева, Нижнего Новгорода.

О Ларисе Удовиченко

Лариса пришла пробоваться на роль Вари в фильме "Место встречи изменить нельзя". Когда она прочитала сценарий, то захотела исполнить роль Маньки Облигации, но Говорухин был категорически против. "Я ее просто выгнал", — рассказал режиссер. Но когда на роль авантюристки и прохиндейки попробовались десятки актрис, но нужный типаж все еще не вырисовывался, Говорухин вспомнил про Удовинченко. "Это твоя первая роль в кино?" — спросил он после нескольких дней съемок. "Нет, первый раз я снималась у вас же еще ребенком. Я тогда пригласила на премьеру весь класс, и вы сцены со мной вырезали", — с обидой вспомнила актриса.

Кстати, Лариса Гузеева тоже впервые снялась именно у Говорухина, а не в "Жестоком романсе" Эльдара Рязанова. Актриса была взята крупным планом в массовке сцены в ресторане (когда Жеглов и его команда выслеживали Фокса в "Астории").

О детских фильмах и Владе Галкине

На картинах Говорухина "Приключения Тома Сойера" и "Дети капитана Гранта" выросло не одно поколение российских детей. Сейчас режиссер даже не мыслит о детском кино — слишком дорого, никто не выделяет на это денег. Тогда как для фильма о Томе Сойере выделили средства как на строительство настоящего парохода. А сцену, где Гек Финн вылезает из бочки, а по Миссисипи идет пароход, переснимали 19 раз(!). Кстати, в роли Гека снялся Влад Галкин ("дальнобойщик").