Куклы Марии Тихоновой увидит вся Москва

Фигурки по сказкам Толстого выставят в музее писателя

Мария Тихонова, сотрудник научно-этнографического музея "Тальцы", уже несколько месяцев мастерит куклы по сказкам Льва Толстого. Тонкие, изящные, нарядные фигурки девочки и деда, Филиппка, мальчика со сливами уже сейчас вызывают удивление и трепет. Представляете, какой фурор произведет уже законченная коллекция в музее Толстого?

Мария Тихонова лепит с детства, она нигде специально не училась, но постоянно совершенствует свое мастерство. Причем как теоретически (она читает много специальной и исторической литературы), так и практически (на ее счету уже несколько выставок кукол, в том числе куклы, созданные по полотнам знаменитых художников, например "Нищая" Репина). Куклы Тихоновой удивляют своей "игрушечной настоящестью", в них умиляет все — тонкие пальчики с крохотными ноготками, пушистые реснички, пухлые персиковые щеки. Патока льется с губ и становится немного неловко за конвульсивные движения своих рук — схватить, поиграть, потискать. А эти изумительные одежки — платьица, рубашечки, брючки, эти сапожки и туфельки, а какая у Филиппка великолепная доха и серьезная меховая шапка!

Свои куклы Мария лепит из специального пластика, который затем поджаривается в духовке. Куклы становятся очень ломкими и хрупкими, и потому Маша никому не дает их в руки. Мастерица очень не любит, когда подходят к ее рабочему столу, заполненному лоскутками, обрезками, кружевами, бисером. Кстати, она наловчилась применять для своих работ все подручные материалы; то, что один человек сомнет и выбросит, Мария прибережет и затем использует в деле.

Каждую куклу Тихонова лепит долго и тщательно, минимум на работу уходит месяц, иногда мастерица трудится над одним экземпляром и два, и три месяца, и полгода.

— Порой я очень устаю от кукол и позволяю себе отдых, — говорит кукольница. — Работа эта кропотливая, сложная, ответственная, устают глаза, спина, руки.

Нелегко даются мелкие детали — пальцы, носы, глаза, непросто шьется одежда и обувь. Пальчики Мария прорисовывает иголочкой, глаза или рисует, или вставляет стеклянные.

Прежде чем слепить куклу, Мария собирает много информации, читает энциклопедии, листает справочники. Например, она долго высчитывала, какой ширины и высоты были в XIX веке железнодорожные рельсы, чтобы между ними могла уместиться трехлетняя девочка.

У Марии Тихоновой уже готовы несколько персонажей по сказкам Толстого. Это очаровательный в своей непосредственности Филиппок, для его шубы Мария использовала искусственную замшу и искусственную овчину, которую пришлось сначала обстригать, а потом приклеивать на замшу. Это дед, плетущий корзинку, и внучка, поющая ему песни. Мальчик в бархатном костюмчике, на который нашиты самые настоящие антикварные кружева. Девочка, рассыпавшая на рельсах грибы. Сказки Толстого кратки и лаконичны; если каждую можно проиллюстрировать, то не к каждой можно слепить куклы. Впереди еще много непростой работы, ведь по договору фигурок должно быть 12—15.

Мария не зарабатывает на куклах бешеных денег, хотя игрушки, слепленные в стиле one-of-kind (единственный, авторский экземпляр), за границей стоят несколько тысяч долларов. Кстати, когда куклы Марии Тихоновой увидела Наина Ельцина, она была в полном восторге. Жена бывшего президента России сказала, что отныне будет посещать все выставки кукол, на которые ее приглашают.