Япончик покончил с криминалом и пишет детские книги

Известный адвокат Марк Крутер посетил Иркутск и в эксклюзивном интервью нашей газете рассказал о своем бывшем подзащитном Вячеславе Иванькове.

Девять последних лет Марк Крутер живет в Москве. Именно в столице он получил широкое признание как адвокат, писатель и ученый, однако щедрый на испытания Иркутск для именитого юриста не стал от этого менее родным. Последний визит адвоката Крутера на малую родину связан с делами юриспруденции, науки и семьи.

"Прежде всего я адвокат"

— В этот раз я приехал в Иркутск по просьбе коллеги, которого консультирую в работе над докторской диссертацией, — рассказывает Марк Крутер. — Тема не правовая, а философская — "Бизнес и партнерство", но мне она хорошо известна. Дело в том, что лекции по уголовному праву и криминологии я читаю в академии адвокатуры, а в Московском государственном институте путей сообщения (профессором которого и являюсь) веду курс по менеджменту. И вот по заданию кафедры сейчас принимаю участие в разработке темы "Партнерство как фактор стабильности в бизнесе". Я очень доволен, что подвернулся повод вырваться из Москвы и повидаться с семьей сына. Недавно у меня родилась вторая внучка — Софья; надеюсь, будет время на то, чтобы с ней понянчиться. Также планирую сходить в школу второй внучки — Кристинки.

И все-таки главная причина визита Марка Крутера в Иркутск связана с его первой специальностью — юриспруденцией.

— Прежде всего я адвокат, все остальное сопутствующее. Скорее всего, я вступлю в уголовное дело из 75 томов, которое находится в производстве следственного управления Восточно-Сибирского УВД на транспорте. Подробно комментировать эту тему я не имею права, много политики здесь замешано, но могу сказать, что работа правоохранительных органов в рамках этого уголовного дела была предвзятой. Считаю арест своего подзащитного необоснованным, постараюсь убедить в этом и суд.

Марк Крутер сообщил, что жители Иркутской области обращаются к нему за помощью довольно часто. Недавно он выиграл несколько кассационных дел в Верховном суде — добился того, чтобы его подзащитным значительно уменьшили сроки лишения свободы. Вообще, московский адвокат считает, что донести до служителей Фемиды истину гораздо проще именно в столице:

— На периферии сильно хромает подготовка работников правоохранительных органов. Они не знают законов, психологии людей и часто пытаются компенсировать свои огрехи игрой не по правилам. Элементарно глумятся над статусом адвоката. В Европе, в США, где мне также приходилось работать, отношение к адвокату совершенно иное. Там лойер — уважаемый человек, перед ним снимают шляпу. Здесь же нашего брата элементарно унижают. Впрочем, динамика к изменению ситуации, пусть пока незначительная, все-таки наметилась. В столице это уже чувствуется, а, как известно, все хорошее или плохое в России начинается в Москве.

"Иваньков отошел от управления криминальной Россией"

Как известно, самым именитым подзащитным адвоката Крутера был вор в законе Вячеслав Иваньков (Япончик). Судьба свела их 20 лет назад и не разлучает до сих пор. В 1986 году Марк Соломонович защищал заключенного тулунской тюрьмы Иванькова, которого обвиняли в нападениях на сотрудника колонии, а затем — на одного из сокамерников. Адвокату удалось доказать, что эти действия преступного авторитета были спровоцированы самими потерпевшими.

— Я принимал непосредственное участие в защите Иванькова, когда он находился под следствием в американской тюрьме по обвинению в отмывании денег, — рассказывает Марк Крутер. — Конечно, формально я не мог быть его адвокатом, так как не являлся гражданином США, но в качестве консультанта я сделал для него все что мог. Тюрьма в Лейк-Плэсиде, где сидел Япончик, предназначена для особо опасных преступников, там особые условия посещения. Так вот, чтобы я имел право быть у Иванькова на свидании, в его личном деле записали, что я являюсь его родственником.

После освобождения из американской тюрьмы Япончика экстрадировали на родину, где ему предъявили обвинения в убийстве трех граждан Турции в московском ресторане в январе 1992 года. Суд присяжных признал Иванькова невиновным.

— По московскому процессу я скоро напишу книгу, — рассказывает адвокат Крутер. — Согласие на публикацию романа Япончик дал только мне, отказав нескольким писателям, в том числе Эдуарду Тополю. Это будет продолжение моей первой книги "Я защищаю Япончика". Возможно, также будет написан сценарий фильма. Соответствующие переговоры ведутся с американскими и нашими кинематографистами. Но сейчас нужно подождать, когда спадет ажиотаж вокруг этого дела.

По словам Марка Крутера, выжидательную позицию занял и сам герой будущей книги:

— От управления криминальным миром России Япончик отошел, будучи еще в США. Сейчас он живет достаточно уединенно под Москвой. Так сказать, восстанавливает силы, изучает современную обстановку в стране. Я вхож в его дом; могу сказать, что возвращаться в криминал Иваньков не собирается. Насколько мне известно, он написал и уже выпустил две детские книги. Не удивлюсь, если Япончик станет профессиональным писателем. Человек он очень начитанный, неординарный и по-своему порядочный.

"Молодежь идет в преступность от безысходности"

Ученый Марк Крутер уделяет много внимания проблемам преступности среди молодежи:

— Через месяц выходит монография "Преступность молодежи", которую я написал в соавторстве с заслуженным деятелем науки РФ Михаилом Бабаевым. Могу сказать, что эта тема всерьез не поднималась в стране последние тридцать лет. А между тем социальная группа 18—29 лет сегодня брошена государством. Как известно, в стране большой уровень преступности, наркомании, проституции, и первыми в эту среду попадают молодые люди. Между тем правительство Касьянова платило в год на работу с молодежью такую смешную сумму, что на каждого приходилось 8 рублей. Если не начинать бороться с этой проблемой прямо сейчас, через 20 лет в России произойдет социальный взрыв похлеще тех, который сейчас будоражат Европу.

Желание исправлять эту ситуацию, по словам Марка Крутера, появилось на самом верху:

— Администрацию Владимира Путина заинтересовала моя диссертация — "Методологические прикладные проблемы преступности молодежи", аппарат президента запросил все мои монографии на эту тему. Сейчас рассматривается вопрос о создании института социальных и правовых проблем молодежи, где наши криминологические исследования будут востребованы.

Марк Крутер сейчас один из самых успешных и признанных адвокатов страны, он заслуженный юрист Российской Федерации, действительный член (академик) Российской академии адвокатуры, член экспертного совета Госудмы РФ Комитета по образованию и науке. На шестидесятилетие министр юстиции Юрий Чайка вручил адвокату Крутеру престижную медаль Анатолия Кони.

— Я ни разу не пожалел, что девять лет назад уехал в Москву, — говорит Марк Соломонович. — Здесь мне, конечно, дышали в спину, зажимали и ненавидели. Сейчас я свободен, никто не считает моих гонораров, не смотрит, с кем я выпил рюмку, за кем поухаживал. Хотя дело даже не в этом. Я востребован, и я счастлив.

P.S. Накануне столичное издание "Права человека" выпустило очередную книгу Марка Крутера. В этот том вошли романы "Губернаторский турнир" (давший название всей книге) и "Запоздавшая амнистия". Их сюжеты властно захватывают читателя с первых же страниц и не отпускают до последних. Но это хороший плодотворный плен общения с умным, порой ироничным и всегда неравнодушным, любящим своих персонажей автором...

Александр Яхромин, "Российский адвокат"