Иркутских кадетов воспитывали пощечинами

Представитель обвиняемой стороны утверждает, что стал жертвой заговора недоброжелателей

Факт, растиражированный местными и даже центральными СМИ: в Иркутском гвардейском кадетском корпусе РВС офицер-воспитатель систематически унижал детей нецензурной бранью и избивал их. Один из подростков после побоев попал в Ивано-Матренинскую больницу. Факт в свете последних событий с делом Сычева вопиющий — солдатня дошла до того, что бьет даже детей! Однако волна общественного негодования имеет одну характерную особенность: сначала валить все в кучу, а заканчивать наказанием невиновных и награждением непричастных. И есть серьезная опасность, что именно к этому идет дело в Иркутском гвардейском кадетском корпусе РВС...

Первые результаты проведенного расследования — увольнение и уголовное дело

25 января прокуратура Куйбышевского района возбуждено уголовное дело в отношении офицера-воспитателя Иркутского гвардейского кадетского корпуса Ракетных войск стратегического назначения Сергея Гайкалова. Старший советник юстиции районной прокуратуры Алла Александрова сообщила, что ему предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения по ч. 3 ст. 286 УК РФ. По этой статье ему грозит от трех до десяти лет заключения.

Прокурорская проверка проводилась по заявлению другого офицера-воспитателя Юрия Новосельцева о применении недозволенных методов воспитания в кадетском корпусе. В течение прошлого года Сергей Гайкалов оказывал физическое и психическое воздействие на несовершеннолетних воспитанников пятого курса. В сентябре 2005 года он избил одного из кадетов, в результате чего юноша был доставлен в Ивано-Матренинскую больницу с диагнозом "тупая травма поясничной области и ушиб почек".

Администрацией кадетского корпуса было проведено педагогическое расследование, по результатам которого Гайкалов получил замечание за применение методов воспитания, несоответствующих педагогической этике. Однако уже в декабре воспитатель нанес побои еще двум кадетам.

По результатам проведенной проверки начальнику Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области направлено представление. В этом документе районный прокурор потребовал привлечь к дисциплинарной ответственности директора Иркутского кадетского корпуса, других должностных лиц за допущенные грубые нарушения закона, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов воспитанников кадетского корпуса.

На сегодняшний день Сергей Гайкалов уволен "по собственному желанию", хотя желание имел обратное — осознав свои ошибки и понеся дисциплинарное наказание, работать в кадетском корпусе и дальше. Казалось бы, справедливость торжествует, порок наказан, все поют, танцуют и веселятся, как в финале индийской двухсерийной мелодрамы...

Кто виноват и что делать...

Как выяснилось в результате собственного расследования "СМ Номер один", на пятом курсе кадетского корпуса действительно нездоровая психологическая обстановка, но объясняется это далеко не поведением "офицера-садиста". Если пересказывать историю с самого начала, между строк официальной версии, то получается вот что.

Еще с начала года среди воспитателей пятикурсников возник конфликт — как про такие говорят, "на бытовой почве" или "из-за неприязненных личных отношений". Из-за чего он возник, выяснить не представляется возможным, потому что у каждого из участников своя версия, но к жестокому обращению с воспитанниками он прямого отношения не имеет. Результатом вялотекущего конфликта стало то, что в середине декабря прошлого года в Главном управлении специального образования Иркутской области появился Юрий Новосельцев с аккуратно написанным заявлением о систематических побоях и унижениях Гайкаловым кадетов. Как впоследствии оказалось, подобные заявления были разосланы во множество других организаций, включая прокуратуру.

25 января сего года в Главном управлении общего и профессионального образования была создана комиссия, которая провела в кадетском корпусе тщательнейшую проверку и нашла, что многие факты, изложенные в заявлении Новосельцева, действительно имеют место. Случаев избиений, правда, не было установлено, но пощечины и нецензурные высказывания в адрес воспитанников допускались неоднократно. Хотя нельзя сказать, что это было постоянно и систематически.

Основным обвинителем со стороны кадетов был собственно пострадавший Виталий М. Он рассказал о неоднократных унижениях и избиениях, которым подвергался в течение учебного года и в результате которых попал в больницу. Гайкалов неожиданно этот факт признал. Правда, с учетом особых обстоятельств. Виталий известен в школе своим вызывающим поведением, редкой недисциплинированностью и хамским отношением к преподавателям и воспитателям. Он постоянно опаздывал с каникул, уходил в самоволки и прогуливал уроки — это было известно и без показаний Гайкалова.

Одну из пощечин кадет получил, когда не пришел на вечернее построение. Гайкалов обнаружил его валяющимся в кровати. На требование встать юноша никак не отреагировал. Когда Гайкалов поднял его силой, подросток стал огрызаться, дыша на воспитателя свежим перегаром, за что и схлопотал пощечину. Другую пощечину он получил, когда сбежал в самоволку из наряда. Кстати, на собрании кадетов пятого курса, которое состоялось 3 февраля, чувствуя себя безвинно пострадавшим, кадет вел себя грубо и вызывающе по отношению ко всем присутствующим, включая и высочайшую комиссию, что тоже мало красит "бедную овечку".

Гайкалов умолял оставить его на преподавательской работе. Он объяснял, что сам из донских казаков, где мальчишки проходили суровую школу казацкой выучки, чтобы стать настоящими мужиками. Для него было немыслимым, что его, подполковника, оскорбляет полупьяный подросток, который еще не заслужил своим трудом даже хлеба, который он ест. Однако он был уволен с 1 февраля сего года, то есть с того дня, когда комиссия Главного управления докладывала о результатах проведенной проверки на собрании педагогического коллектива. Директор кадетского корпуса Александр Павлов получил дисциплинарное взыскание. Наказали еще нескольких человек. На всякий случай...

Защитник обиженных и угнетенных никак не угомонится...

В том, что Гайкалова уволили, нет ничего личного. "Увольнение преподавателя при любом случае физического воздействия — это принципиальная позиция Главного управления общего и профессионального образования, и она не придумана специально для провинившегося воспитателя", — объяснил начальник отдела специального образования Геннадий Шишлянников, возглавлявший комиссию.

Однако есть и еще один аспект. Контингент в кадетском корпусе специфический — сюда приходят трудные подростки, дети из неблагополучных семей, имеющие опыт бродяжничества, раннего пьянства, расхлябанные и дезорганизованные подростки. И у воспитателей нет ни одного рычага воздействия на них — по сути, они просто беззащитны перед воспитанниками.

И тем не менее из двух состоявшихся выпусков, прошлого и позапрошлого года, в корпусе было два золотых медалиста, больше половины выпускников поступили в вузы, большая их часть — в высшие военные заведения, от Московской академии Петра Великого до ИВВАИУ. Уже одно это говорит о качестве преподавания в кадетском корпусе.

Тем временем Юрий Новосельцев продолжает искать правду. Он уже добрался до приемной губернатора Тишанина. Но очень странно, что все хулиганы с пятого курса — это и его воспитанники. Хотя он на курсе уже не преподает — по собственному желанию назначен воспитателем второкурсников. Правда, говорят, с некоторыми прежними воспитанниками поддерживает дружеские отношения, что называется — ведет общественную работу.

Кстати, есть еще один косвенный довод, что в этой истории нет однозначно правых и виноватых — другие офицеры-воспитатели, люди высокообразованные, кадровые военные, предпочли на общем собрании отмолчаться, то есть просто не вмешиваться. А конфликт все тлеет...