Ветераны стали моделями

Накануне праздника защитников Отечества ветераны Горохово и Сайгут обрели новые прически

Газета "СМ Номер один" организовала акцию, приуроченную к 23 февраля. Мы поздравляли мужчин села Горохово и деревни Сайгуты. Подарок выбрали нестандартный — профессиональную стрижку, тем более что в поселках парикмахер-мастер — настоящая редкость. Приоритет перед прочими мужчинами имели ветераны Великой Отечественной войны.

600 километров пешком по воде

— Как хорошо, что вы приехали, — обрадовалась Надежда Савкина, председатель совета ветеранов Гороховского МО. — У нас осталось только двое ветеранов ВОВ. Представляете, как им будет приятно даже небольшое внимание. А парикмахеров в нашем селе, по правде сказать, и нет, своих мужиков мы сами стрижем. Поначалу такая прическа, сделанная в домашних условиях, не так чтобы очень, а потом подрастет и вроде сравняется...

Однако у Ивана Афанасьевича Васильева, первого ветерана, к которому мы нагрянули, Яне Симоновой, парикмахеру-стилисту, работы не нашлось. Ивану Афанасьевичу 83 года, он плохо видит и слышит, поэтому наши вопросы Надежда Ивановна громко проговаривала прямо в ухо ветерану.

В декабре 1941 года Ивана Афанасьевича призвали в армию, он служил в Монголии, участвовал в войне с Японией. В Монголии служить было трудно — страшная жара, степь, пустыня. Но самое тяжелое воспоминание — это 600 страшных километров, которые пришлось преодолевать вброд по воде. После перехода через Большой Хинган японцы взорвали дамбы. Наша техника пошла в обход, а солдат отправили пешком.

— Вода была теплой, как парное молоко, — вспоминает Иван Афанасьевич, — но ноги распухали, солдаты гибли от голода и чудовищной усталости, ведь привалы длились не больше 3 часов в сутки. Люди умирали в день по нескольку десятков, выжили самые выносливые, да и те выглядели как живые скелеты.

После окончания войны с Японией Иван Афанасьевич был в числе солдат, конвоировавших полторы тысячи пленных японцев до Благовещенска.

В декабре Иван Афанасьевич демобилизовался и вернулся в родной поселок. 53 года проработал в колхозе "20 лет Октября". За участие в военных действиях был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью "За победу над Японией".

Иван Афанасьевич вырастил трех сыновей и трех дочерей.

— Любили у нас эту работу, — задорно смеется Надежда Ивановна.

Суп хлебали из галоши

В следующем доме мы встретились с Николаем Максимовичем Вотяковым, который, к сожалению, тоже не смог воспользоваться услугами парикмахера. Буквально накануне его подстригла дочка.

Собственная судьба с Николаем Васильевичем обошлась сурово. Во время сталинских репрессий посадили его дедушку и отца, а сам он, окончив Голуметскую ветеринарную школу, работал в совхозе фельдшером, но впоследствии репрессировали и его. Когда началась война, Николаю Максимовичу выдали телогрейку, сапоги и отправили в учебный полк. Во время войны ощущалась страшная нехватка практически всего. Из-за недостаточного количества посуды жидкий солдатский суп разливали в галоши.

Хотите жить долго — приносите людям радость

Иннокентий Михайлович Морозов, ветеран Великой Отечественной войны, живущий в деревне Сайгуты, встречать нас на улицу выбежал сам. Пожилой человек просто излучал доброжелательность.

Оглядев профессиональным взглядом его голову, парикмахер-стилист Яна Симонова резюмировала:

— Я вполне могу сделать вам модельную стрижку.

Дом Иннокентия Михайловича полностью соответствовал нраву его хозяина — светлый, чистый, гостеприимный. Домашние тут же убрали с пола ковер, поставили в центр табуретку, и парикмахер принялся за свою работу.

Иннокентий Михайлович тем временем начал рассказывать о своей жизни.

— Я вечный колхозник, — говорит ветеран, — уже с восьми лет работал на лошадях, потом на тракторе. Как только началась война, меня направили в автомобильный учебный полк в Иркутск. Потом я попал на Ленинградский фронт. Не раз проезжал по Дороге жизни через Ладожское озеро в блокадный Ленинград. В то время мне едва исполнилось 18 лет. Я был одним из тех, кого тогда и сейчас называют пушечным мясом. В январе, когда была восстановлена сухопутная связь осажденного Ленинграда с Большой землей, наш полк выдвинулся в Орджоникидзе; после Ленинградского фронта мы выглядели, как настоящие дистрофики. Отъелся я, когда перевозил в Беслан на американских машинах продовольствие.

Иннокентий Михайлович участвовал в освобождении Киева. В 1944 году его контузило взрывной волной.

— Наверное, благодаря чуду я не потерял слух, — вспоминает Иннокентий Михайлович, — судьба меня хранила. Вернувшись с фронта, я 47 лет проработал в колхозе шофером. Так я и провел свою жизнь — чуть ли не с самого детства и до пенсии за баранкой.

Иннокентию Михайловичу 82 года, он удивительно подвижный и жизнерадостный. На вопрос, как ему удается сохранять бодрый, молодой дух, ветеран ответил:

— Я всю жизнь с народом — это для меня настоящее счастье. До сих пор играю на гармони. Приносить радость людям — это большой праздник.

Так как на улице уже вечерело, а Яна поведала нам, что накануне 23 февраля, как это ни удивительно, намного чаще к услугам парикмахера обращаются женщины, мы решили дать возможность подстричься председателю совета ветеранов Надежде Ивановне Савкиной, которая оказала нам неоценимую помощь в проекте.

Редакция газеты благодарит за участие в проекте Яну Симонову, парикмахера-стилиста парикмахерской "Имидж" (тел. 36-87-36).