У иркутских маршрутчиков действует организованное подполье

Акция неповиновения, продолжавшаяся два дня, видимых позитивных результатов таксистам не принесла

В минувший понедельник часть водителей коммерческих маршрутных такси, отработав начало часов пик до девяти утра, устроили несанкционированную пробку в центре города — на улице Ленина, напротив мэрии. Получилось форменное стихийное бедствие — правда, рукотворной природы. Чьих рук было это дело, сейчас выясняют все, от прокуратуры до ассоциации перевозчиков...

Мэрия делает официальное заявление

Что послужило толчком к стихийной манифестации, сейчас выясняется. Известно только, что водители не согласовали свои действия не только с разрешительными органами, но и даже с собственным начальством: старшие по маршрутам рассказали, что водители получили маршрутные листы и, как обычно, вышли на работу. А около девяти часов утра уже позвонили диспетчеры и сообщили, что маршрутки стоят на сквере Кирова. Кто выступил зачинщиком, было покрыто тьмой египетской. Единственное, что удалось выяснить в первые часы разбирательства, то есть к полудню понедельника: в основном бастуют водители на направлениях микрорайонов Первомайский, Университетский и Синюшина Гора.

Пресс-конференцию по поводу забастовки водителей маршрутных такси председатель комитета по городскому обустройству Олег Шандрук собрал уже в двенадцать часов дня. Забавно, что автор на нее едва не опоздал именно в связи с отсутствием маршруток. Краткое вступительное слово Олега Ивановича очень напоминало известную речь Молотова: "Сегодня, в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, вероломно..."

По словам главы городского обустройства, случившееся было полнейшей неожиданностью не только для них, но и для самих владельцев ЧП и ООО, занимающихся маршрутными перевозками. Ситуация моментально вышла из-под контроля. Водители некоторых маршруток просто высаживали пассажиров на полпути и присоединялись к рядам саботажников. В созданной пробке на несколько минут застряла машина скорой помощи, в которой везли тяжело больного мужчину.

Ничего позитивного акция водителям не принесла: вся проблема в том, что они не могут составить квартальные отчеты, на основании прибыли и расходов которых и вычисляется цена за проезд на коммерческом такси. Более того, не было никакого смысла устраивать это сомнительное мероприятие под окнами мэрии, потому что документы должны подаваться в областной комитет цен.

Олег Иванович особо подчеркнул, что акция была абсолютно бессмысленная и с точки зрения достижения каких-то целей, и с точки зрения действенности собственно формы протеста. Если бы водители коммерческих маршруток продолжили свою сидячую забастовку в стоящих машинах, то вывоз с работы людей вечером был бы предпринят силами муниципального транспорта, для чего уже готовились планы перераспределения автобусов с малозагруженных линий.

Единственное, чего добились водители-саботажники, — это карательные меры против самих бунтовщиков. У тех маршрутчиков, участие в забастовке которых будет неопровержимо установлено, начнутся большие проблемы при перезаключении договоров на этот вид деятельности. Более того, несанкционированным митингом при отягчающих обстоятельствах, скорее всего, займется прокуратура. И наконец, представитель ассоциации перевозчиков Алексей Колмаков на робкий вопрос журналистов: "А что им будет?" решительно ответил: "Половину виновных уволим, с остальными расторгнем договоры аренды".

При этом он отметил, что цену на маршрутные такси действительно давно надо повышать почти в два раза. В среднем по России она составляет пятнадцать рублей, а в некоторых регионах есть даже почасовая и покилометровая дифференциация, то есть цена колеблется в зависимости от времени суток (в часы пик немного дороже) и от дальности поездки.

— Мы работаем на износ, на грани рентабельности. В прошлом году мы не делали даже необходимых амортизационных отчислений, которые идут на развитие автомобильного парка, приобретение новых машин. Но решать такие вопросы нужно совершенно другим способом. Бастовать нужно в соответствии с законодательством. То, что случилось, очень похоже на кем-то спланированную провокацию. Мы будем разбираться...

Пресс-конференция заняла буквально 10—15 минут. Но если перед ее началом, заходя в филиал мэрии около лингвистической академии, журналисты еще видели табун застывших маршруток, тянувшийся во всю ширь улицы вдоль "дома на ногах" до здания городской администрации, то, выходя на улицу, они с удивлением обнаружили, что движение уже восстановлено. И только одинокое маршрутное такси стоит посреди дороги в ожидании, когда его водитель даст последние разъяснения сотруднику ППС.

Когда автор возвращался в редакцию, он стал невольным свидетелем разговора водителя "двадцатки" по мобильнику с неизвестным абонентом. Судя по контексту, водитель рассказывал именно про утренние события, причем в очень уничижительной форме:

— Да ну, глупость какая-то, устроили детский сад... Чем закончилось?.. Да приехали гаишники и всех разогнали. Всех оштрафовали за неправильную парковку, а у особо борзых отобрали лицензии.

Подполье водителей прекратило забастовки

Забастовка продолжалась два дня, что говорит о ее Организованности. Она явно была устроена не на уровне "пошумели мужики и разошлись". Более того, на второй день, когда появились первые "отступники", решившие все-таки выйти на маршруты, специально выделенные из рядов саботажников "полицаи", которые дежурили на конечных остановках, прокалывали работающим водителям колеса. В связи с этим на остановках были выставлены посты ГИБДД.

В среду с утра все маршрутки вышли на работу, настолько дружно прекратив забастовку, что это опять наталкивает на мысль о существовании какого-то организованного подполья. Однако сами водители коммерческих маршрутных такси говорить и о забастовке, и о ее организаторах отказываются наотрез. Чаще всего они отговариваются тем, что на работу действительно не выходили, но только потому, что это была не их смена. А когда разговор заходит об организаторах забастовки, они просто поворачиваются и уходят.

Водители двадцатого маршрута рассказывают, что забастовка началась около девяти утра, когда у здания мэрии остановилась компактная группа маршруток сорок пятого и шестьдесят первого маршрута. Их количество быстро росло — подтягивались те машины, которые отработали час пик и присоединились к товарищам. Следующие маршрутки, работавшие после половины десятого, просто останавливали, иногда силой вытаскивая водителей, иногда воздействуя словесно.

Кто принял решение о прекращении забастовки, пока остается неизвестным.