Обнаружен подпольный цех по переработке природного золота

Сотрудниками РУ ФСБ РФ по Иркутской области пресечена деятельность международной преступной группы, занимавшейся незаконным оборотом драгметалла

Во всем Сибирском федеральном округе такого количества "презренного металла" — почти 15 килограммов — из незаконного оборота за последние годы не изымали (да и во всей стране такие случаи единичны). Но уникальность произошедшего даже не в этом — оперативники Управления ФСБ России по Иркутской области столкнулись с принципиально новой схемой транспортировки похищенного золота. Раньше сотрудникам правоохранительных органов приходилось ловить курьеров, перевозивших в Западную Сибирь добытые диким способом самородки и песок — промышленный, еще не готовый для ювелира материал. Но в этот раз был задержан человек, который пытался провезти слитки металла очень высокой пробы. Это свидетельствовало о том, что в регионе заработал подпольный аффинажный завод. Лабораторию по переработке природного золота оперативники ФСБ обнаружили в тот же день в одном из садоводств под Иркутском. Предводителем шайки "алхимиков" следствие считает заместителя директора одного научно-исследовательского института.

Золотых дел гастарбайтеры

Как сообщил руководитель группы общественных связей РУ ФСБ РФ по Иркутской области Иван Стукалов, накануне в Иркутске при транспортировке партии драгоценного металла сотрудниками ФСБ был задержан 25-летний житель Подмосковья, у которого было изъято 12 слитков золота весом 12 килограммов 200 граммов:

— Как нашему управлению удалось выйти на подозреваемого, не разглашается в интересах следствия. Можем сообщить, что вслед за одним человеком была установлена группа лиц, организовавшая канал незаконной скупки и переработки природного золота для последующего вывоза в другие регионы России и страны ближнего зарубежья.

В ходе дальнейших оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в одном из дачных поселков под Иркутском оперативниками ФСБ был обнаружен подпольный цех, в котором осуществлялась очистка золотосодержащих пород от посторонних примесей и переплавка металла в слитки. Работников нелегального аффинажного завода — четырех граждан одной из стран ближнего зарубежья — поймали с поличным.

— Иностранцы (кстати, один из них является пенсионером МВД — подполковником в отставке) жили в этом дачном домике под видом гастарбайтеров, — продолжает Иван Стукалов.

Для отвода глаз они брали заказы на строительство у членов садоводческого кооператива, но работали на участках граждан не более двух часов в день. Основную деятельность иностранцы вели в подпольной лаборатории. Там чекисты обнаружили большое количество реактивов, флягу с кислотой, в которой уже шел процесс обработки золотосодержащего материала, сверхточные весы, специальные инструменты, а также слиток весом 600 граммов. Причем у оперативников сложилось такое впечатление, что эту партию работники лаборатории припрятали для себя.

Возможно, возникнут вопросы к старательским артелям

Владельцем дачного домика, оборудованного под аффинажный завод, оказался 41-летний заместитель директора одного из иркутских НИИ. Как сообщил руководитель группы общественных связей РУ ФСБ Иван Стукалов, никакого отношения к обработке драгметаллов этот институт не имеет; более того, подозреваемый не занимался научной деятельностью:

— В институте мужчина трудился по хозяйственной части. Неплохо себя зарекомендовал. Всем очень жаль, что свои незаурядные организаторские способности этот человек решил применить в криминальной деятельности.

Следствием установлено, что дачный участок был приобретен заместителем директора института два года назад. По предварительным данным, подпольный цех переработки драгоценного металла действовал здесь около года. Уже сейчас понятно, что группа злоумышленников работала весьма организованно.

Как сообщил Иван Стукалов, в настоящее время региональным Управлением ФСБ осуществляется комплекс оперативно-следственных мероприятий по установлению и привлечению к уголовной ответственности других лиц, причастных к организации и функционированию данного канала незаконного оборота природного золота. В том, что полученный в подпольной лаборатории металл предназначался для транспортировки на запад России и в страны ближнего зарубежья, оперативники практически не сомневаются, а вот каким образом в Иркутск доставлялось обогащенное (то есть готовое для последующей обработки) сырье, еще предстоит выяснить. Хотя у чекистов есть весьма обоснованные предположения и на этот счет.

— Как известно, золотоносная руда в среднем дает около 10 граммов драгоценного металла с тонны, — комментирует руководитель группы общественных связей РУ ФСБ. — И если бы преступники начали возить в областной центр руду вагонами или грузовиками, мы бы об этом узнали очень скоро. Скорее всего, в старательских артелях, работающих в Бодайбо и в Забайкалье, имели место крупные хищения обогащенной руды, просто об этих кражах никто не сообщал в правоохранительные органы. Кражи природных богатств стали возможны благодаря тому, что золотодобычей сейчас занимаются коммерческие структуры. В прошлые годы, когда монополия на добычу драгметаллов принадлежала государству, контроль за всеми операциями с золотом был значительно строже.

В ходе работы по этому уголовному делу из незаконного оборота было изъято около 15 килограммов золота и 175 тысяч долларов США. По подозрению в совершении преступления арестовано 6 человек. Установлено, что четверо иностранных членов преступной группы находились в Иркутске с нарушениями режима пребывания на территории РФ. Всем шестерым предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 191 УК РФ ("Незаконный оборот драгоценных металлов в крупных размерах, совершенный организованной группой").

При содействии группы общественных связей РУ ФСБ России по Иркутской области