Каразейская школа держит свое фермерское хозяйство и магазин

В школьной столовой детей посещает чувство гордости — они едят то, что сами вырастили

В сентябре 2005 года президент РФ Владимир Путин рассказал о своей идее улучшения качества жизни населения через реализацию четырех национальных проектов — "Современное здравоохранение", "Качественное образование", "Доступное и комфортное жилье", "Эффективное сельское хозяйство". Именно эти сферы, по его мнению, определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества.
Губернатор Иркутской области Александр Тишанин также подчеркивает важность данных направлений, и администрация области тщательно готовится к реализации национальных проектов президента.
Однако судьба проектов зависит не только от средств, которые поступят из федерального и областного бюджетов. Каждый человек, житель Иркутской области, каждая организация здравоохранения, образования, строительства, сельского хозяйства может внести свой вклад в это национальное дело.
Редакция "СМ Номер один" продолжает спецпроект "Помоги президенту", с тем чтобы на конкретных примерах показать, что в Иркутской области есть люди, организации, предприятия, которым небезразлично будущее нашей страны и которые своим простым трудом доказывают, что поставленная президентом задача будет выполнена.
Сегодня мы рассказываем о проекте "Качественное образование" и о Каразейской средней школе, которая занимается фермерством, кормит все село и воспитывает творческих детей, способных найти применение своим способностям как в сельских, так и в городских условиях.

Школе села Каразей Куйтунского района Иркутской области скоро исполнится 100 лет. В обычном понимании школа — это отдельно стоящее здание, в котором много классов. Рядом еще может быть стадион. В Каразее же все совсем не так — в одноэтажном бревенчатом помещении располагаются разные классы, в том числе и компьютерный. Там же находятся художественная и музыкальная школа. А если пройти во двор, то взору предстанут еще восемь зданий — два дома для младших классов, двухэтажный детский сад, библиотека, столовая, спортзал, гараж, мастерские — и все это Каразейский образовательный центр.

Кроме того, при школе имеется участок, где дети занимаются садоводством и огородничеством. Есть теплица, парники, стайки для поросят, курятник. А возле основного школьного помещения возвышается огромный комбайн.

Школьники делали подушки с гусиным пухом

По словам Ираиды Куликовой, директора Каразейской средней школы, организовать учебно-фермерское хозяйство при образовательном учреждении в 90-х годах решилась Галина Манух, которая являлась директором школы целых 25 лет.

Началось все с гусей. Птиц вырастили, мясо продали, а перьями набили подушки, которые тоже пустили на реализацию. Первый опыт дал хорошие результаты: хотя подушки спросом не пользовались, средства от продажи мяса школе очень помогли. Но самый главный эффект дала занятость детей — снизилось количество различных правонарушений.

Затем школа взяла в аренду поля — сто гектаров — и засеяла их пшеницей. Пшеницу стали перерабатывать в комбикорм. Потом приобрели свиней, построили школьный магазин "Татьяна".

В настоящее время в школьных стайках обитают пять взрослых свиней и 13 поросят. Гусей на зиму всех забили, а вот кур частично оставили.

Школьный подвал еще полон банок с солеными огурцами и вареньем. Все лето ребята на участке занимались выращиванием овощей и ягод. Что-то пошло на продажу, но для школьной столовой осталось предостаточно.

По словам Ираиды Куликовой, кормить детей свининой нельзя по санитарно-эпидемиологическим нормам, солеными огурцами тоже. Тем не менее огурцы идут в рассольник, капуста — в салат. Через колхоз приобретается говядина, и комплексный обед на одного ребенка обходится в 4—7 рублей.

Куйтунский район — дотационный, деньги на питание так называемых бесплатников не выделяются, однако школа за свой счет кормит двоих ребятишек из малообеспеченных семей.

Современная специальность — хозяйка усадьбы

На пришкольном участке дети трудятся с первого класса. В летнюю — пятую — трудовую четверть ребята могут и отдыхать в лагере дневного пребывания, и заниматься полезным трудом. Младшеклассники работают не больше часа, пятиклашки трудятся уже неделю, а ученики десятого класса — 15 дней.

Однако учеников привлекают к сельхозработам не только летом. Уже в феврале каразейские школьники начинают заниматься выращиванием рассады. Причем садят ее не только для школьного участка, но и на продажу.

В августе любимое занятие каразейских ребятишек — сбор урожая ягод. Смородину, малину, вишню и сливу школьники собирают прямо в рот, но остается еще и на варенье, которое варят старшеклассницы.

Девочки-школьницы — и овощеводы, и кулинары. Мальчики же обучаются водить трактор и получают права. Кроме того, парни работают в столярной мастерской. Почти вся мебель в школе, включая парты и шкафы, сделана их руками.

На базе школы в Каразее также открыт филиал харикского СПТУ N 52. Получив девять классов образования, можно продолжить обучение там. Училище готовит трактористов, комбайнеров. В планах введение специальности "пчеловод". А девочки по окончании этого училища могут стать настоящими фермершами. Специальность "хозяйка усадьбы" включает в себя знание бухгалтерского дела и овощеводства.

Компьютер купили за счет собственного хозяйства

В школе также имеется педкласс, который готовит учеников к поступлению в Иркутский педагогический университет. За последние три года в ИГПУ поступило 14 человек. Прошлым летом в каразейской школе было 13 выпускников, шестеро поступили в вузы, причем трое — по результатам ЕГЭ.

Большое внимание в школе уделяется инновационным технологиям. Но компьютерный класс школа получила в числе первых. Машинам уже шесть лет, они устарели, и школа за счет своего фермерского хозяйства приобрела в этом году один новый компьютер, который планируется поставить в кабинете мировой художественной культуры.

В нынешнем году за счет фермерства планируется приобрести новые гусеницы для трактора. Два колесных трактора и комбайн работают нормально, а вот гусеничному трактору требуется ремонт.

По словам Ираиды Куликовой, чтобы купить гусеничный транспортер, нужно продать примерно десять тонн пшеницы. Всего школьное хозяйство заготавливает 58—60 центнеров пшеницы в год.

В 2004 году школа получила несколько грантов губернского собрания общественности Иркутской области — всего 265 тысяч рублей. На эти деньги был построен стадион, приобретена видеотехника, открыта фотостудия, реализованы другие творческие проекты.

А сейчас в каразейской школе проводятся классные часы, посвященные предстоящему референдуму по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Специальный стенд, посвященный этому мероприятию, рассказывает детям о том, что такое референдум и для чего он нужен.

— Нас никто не просил делать этот стенд, — говорит Ираида Куликова. — Мы сами решили, что это нужно нашим детям, ведь они должны знать, какие процессы происходят в нашей стране и нашей Иркутской области.

Владимир Путин, президент РФ:

"Как минимум 20 тысяч школ должны получить доступ к Интернету. К 2008 году их количество должно составить более 30 тысяч — это более половины всех школ России.

Вырастут доходы и у школьных учителей. Уже принято решение об увеличении зарплаты в бюджетной сфере в полтора раза в реальном выражении в течение ближайших трех лет. Кроме того, нужно ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда, в основе которой будет качество преподавания. Наряду с этим целесообразно установить дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов".

Александр Тишанин, губернатор Иркутской области:

"Школа — это лакмусовая бумажка общества, по которой сразу видно его социально-экономическое состояние. Видя, во что одет ребенок, чем он питается, какие учебники читает, сразу понимаешь, как относится к учебным заведениям местная власть, бедно или в достатке живут родители".

Наталья Малявкина, начальник Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области:

"232,2 миллиона рублей планируется получить в виде трансфертов из федерального бюджета на реализацию приоритетных направлений в рамках национального проекта "Образование". В том числе 53 миллиона рублей на лучшие школы Приангарья; 17,6 миллиона рублей — лучшим учителям; 13,2 миллиона рублей — на информатизацию образования в регионе; 148,4 миллиона рублей на дополнительное вознаграждение за классное руководство".