Хомутовская школа показала американцам, как нужно учить детей

Сельские ребятишки занимаются селекцией овощей, умеют водить трактор и работают на компьютерах

Хомутовская средняя школа N 2 — центр жизни села. Туристы из 72 стран мира побывали в этом учреждении образования, да и сами хомутовские школьники не раз ездили за границу обмениваться опытом. В Америке маленьким сибирякам и их учителям рассказывали о том, как вести фермерское хозяйство. В обмен на эти знания американцы хотели получить информацию о том, почему русские дети так хорошо подготовлены, откуда у них такие глубокие знания различных предметов, какие методики используются в образовательном процессе и как управляют русской школой.

Озимую пшеницу представляли на ВДНХ

Наталья Минченок, директор хомутовской школы N 2, рассказывает, что сейчас весь педагогический коллектив держит курс на организацию системы адаптативной сельской школы и подготовка учеников строится в духе потребностей нынешнего времени.

— Обучение должно быть направлено на то, чтобы по окончании школы наши выпускники были приспособлены к выживанию в сельских условиях и были готовы к рыночным отношениям, — говорит Наталья Ильинична. — Наша миссия такова: создать благоприятные условия для непрерывного образования, успешной социальной адаптации детей и их самоутверждению в непрерывно меняющемся обществе.

Ученики 2-й хомутовской школы совместно со своими родителями вправе выбирать программу обучения — традиционную; направленную на развитие творческих способностей — "Гармония", или всесторонне развивающую — "Школа-2100".

Ученикам предлагаются также дополнительные образовательные бесплатные услуги: курсы риторики, логики, наглядной геометрии и другие.

Но все-таки особое значение в сельской школе придается трудовому обучению. На пришкольном участке в полгектара ученики выращивают морковь, картофель, капусту, свеклу, зелень. В теплице — огурцы и помидоры.

Практику на участке дети проходят с пятого класса. А среди учеников седьмых, восьмых и девятых классов формируются производственные бригады. Ребята не просто выращивают овощи. Они занимаются селекцией, защищают сельскохозяйственные проекты, ставят всевозможные опыты.

В 90-е годы опыт хомутовских школьников по выращиванию озимой пшеницы был представлен на ВДНХ.

А в прошлом году ребята проводили эксперимент по выращиванию диких лекарственных растений. Пижма, мать-и-мачеха, спорыш и другие травы чувствовали себя превосходно в условиях сада.

Школьники также изучают, как адаптируются различные сорта картофеля к нашим условиям, и отслеживают, как растут помидоры в открытом грунте.

Часть выращенных овощей попадает ученикам на стол, часть идет на продажу, и на вырученные средства школа приобретает необходимый для сельхозработ инвентарь и семена.

Девочки-референты и мальчики-трактористы

Юноши, ученики 9-х, 10-х и 11-х классов хомутовской школы, осваивают трактор и по окончании обучения получают права на вождение этого транспортного средства.

По словам Натальи Минченок, все парни обучаются вождению трактора с удовольствием, потому что знают: после армии или вуза они вернутся в Хомутово. Возможностей у сельской молодежи много, так как главное — земля и участки для строительства домов - имеется: родители получили паи.

Старшеклассницы второй школы тоже получают специальность — секретаря-референта.

— Если мы говорим о переходе сельского хозяйства на инновационные технологии, то это просто необходимо, — считает директор образовательного учреждения. — Составить бизнес-план, найти в Интернете информацию о новых технологиях в сельском хозяйстве... Современная молодежь должна все это уметь, и она это понимает.

На базе компьютерного класса хомутовской школы создан научно-информационный центр. Дети и учителя занимаются проектной деятельностью.

При школе также открылся пресс-центр, и ученики собираются издавать собственную газету под названием "ШУМ" (Школа учит молодежь).

Хомутовский храм знаний плотно сотрудничает с ИрГТУ. Преподаватели технического университета приезжают в школу, готовят учеников к поступлению в вуз, находят талантливых ребят.

На учебу во вторую школу приезжают дети из Урика, Куды, Грановщины, Северного и даже из Иркутска. Наталья Минченок говорит, что выпускники школы поступают в вузы на уровне выпускников лицеев областного центра.

С 2002-го по 2004 год школа выпустила во взрослую жизнь 135 человек, из них 64 выпускника поступили в вузы, 41 — в сузы. Семь человек, уже окончивших высшие учебные заведения, пришли работать в родную школу.

Хомутовские ученики знают наизусть гимн Российской Федерации. Символы государственности имеются не только в кабинете директора, но и в классах. На уроках информатики дети рисуют на компьютерах российский флаг.

Ребятам нравится все создавать своими руками — делать картины из соленого теста, строить виртуальные здания...

— Я буду архитектором, — говорит Максим, ученик 7-го класса. — Учусь проектировать на компьютере.

— А я, наверное, стану программистом, — мечтает его одноклассник Павел Максима.

Девочка Валя из пятого класса пока не думала о будущей профессии, но цветы из теста у нее получаются как у профессионального художника.

— Для нас важно не потерять дух русской школы, — подчеркивает директор Наталья Минченок. — В этом плане национальные проекты президента очень важны. Нужно укреплять материальную базу школ и поддерживать учителей.

Комментарии

Владимир Путин:

"Мы должны наконец создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В предстоящие два года на приобретение для них лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей должны быть выделены значительные суммы".

Александр Тишанин, губернатор Иркутской области:

"Многие школы, особенно на селе, находятся в неудовлетворительном состоянии. Образовательные учреждения необходимо привести просто в нормальный вид. Нужно выработать единые региональные стандарты оценки деятельности образовательных учреждений. Мы должны не только определить лидеров, но и подтянуть к их уровню остальных".

Наталья Малявкина, начальник Главного управления общего и среднего образования Иркутской области:

"В феврале начнется выплата доплат педагогам за классное руководство, которая осуществляется в рамках национального проекта. На федеральном уровне установлена норма — по 1000 рублей руководителям тех классов, в которых количество учеников составляет 25 человек в городских школах и 14 — в сельских. К этой сумме будут начисляться соответствующие районные коэффициенты. Деньги на доплату в размере 74,2 миллиона рублей уже получены из федерального бюджета. Для стимулирования школ, внедряющих инновационные программы, предусмотрено выделение одного миллиона рублей. Лучшие педагоги области будут поощрены премией в 100 тысяч рублей. Определять лучших из лучших будет представительная экспертная комиссия".

232,2 миллиона рублей планируется получить в виде трансфертов из федерального бюджета на реализацию приоритетных направлений в рамках национального проекта "Образование". В том числе 53 миллиона рублей — на лучшие школы Приангарья, 17,6 миллиона рублей — лучшим учителям, 13,2 миллиона рублей — на информатизацию образования в регионе, 148,4 миллиона рублей — на дополнительное вознаграждение за классное руководство.