Новые дорожные знаки будут устанавливать постепенно

Остальные знаки, которые были поставлены ранее, останутся на своих местах надолго

Ежегодно на дорогах Иркутской области в ДТП гибнет около 400 человек, более 2,5 тысячи получает серьезные ранения и увечья. Естественно, что причина высокой аварийности не только в огромном количестве нарушителей ПДД, но и в самих дорогах, а также в их инфраструктуре. По статистике, половина всех ночных ДТП в городах области происходит по причине плохого освещения, отсутствия разметки, нехватки знаков и некачественных дорог. В связи с введением в Новом году дополнительных дорожных знаков мы обратились к заместителю начальника областного управления ГИБДД Михаилу Филиппову с просьбой помочь нашим читателям разобраться в новшествах.

— Новый ГОСТ, конечно же, дороги не отремонтирует, говорит Михаил Юрьевич, — но знаки, которые он регламентирует, помогут избежать неприятностей.

Оказалось, что в стандарт включены 24 новых знака, а также 18 разновидностей уже существующих. Все они соответствуют Международной конвенции о дорожных знаках и сигналах и Европейскому соглашению 1971 года — с учетом поправок, принятых ООН в последние годы. Вот несколько из них.

Предупреждающие

— Там, где уже "лежат" или только собираются "прилечь" искусственные препятствия, появятся знаки "Искусственная неровность" — продолжает Михаил Юрьевич. — Сейчас эти места обозначаются знаками "Неровная дорога", что, согласитесь, не совсем верно. Въезжаешь в незнакомый населенный пункт, встречаешь знак неровной дороги и думаешь, что тебя ждет впереди: то ли просто неровная дорога, то ли искусственная неровность.

Новый знак "Опасная обочина" говорит сам за себя. Вид у него такой, что съезжать на обочину действительно не захочется.

Увидев знак, где в красном треугольнике очередь из машин, не удивляйтесь. Это тоже нововведение: знак "Затор". Он будет устанавливаться временно перед перекрестками, которыми можно воспользоваться, чтобы объехать впереди образовавшуюся пробку.

На трассах на отбойниках будут устанавливаться указатели, повторяющие поворот. До сих пор, чтобы таким образом обозначить закругление, дорожники резали предусмотренные стандартами знаки "Направление поворота" на отдельные стрелочки и развешивали их на столбах. Сейчас этот повторитель поворота приобрел соответствующий статус. В нынешнем году в тех местах, где трасса пропадала за углом, водитель уже различит в свете фар укороченные знаки, чтобы ему проще было понять, куда надо крутить руль.

Запрещающие

Новым в этой классификации будет знак "Контроль". Около постов ДПС на дорогах сейчас устанавливают знак "Стоп", что, собственно, плохо сочетается с его непосредственным назначением. Поэтому и был разработан новый запрещающий знак. Внешне он напоминает знаки "Таможня" и "Опасность", только вместо этих слов на нем начертано "Контроль". Требования те же самые: проезд без остановки запрещен.

Предписывающие

Как до сих пор на наших перекрестках обозначали, что движение возможно только налево или направо? Правильно — знак, который обозначает движение только прямо, поворачивали стрелкой в нужном направлении. А сколько неприятностей случалось на этом перекрестке, если одно из креплений знака вышло из строя и он перевернулся? Теперь предлагается ввести знак, на котором будет обозначено, что здесь надо повернуть в ту или иную сторону.

Особые предписания

В этой категории появились новые варианты знаков, обозначающих начало и конец населенных пунктов: в белом прямоугольнике ряд домов. Также появились так называемые зональные знаки. Они обозначают территорию, на которую распространяются ограничения стоянки или скорости. Применять для всего населенного пункта не допускается.

Информационные

В этой категории наиболее интересен знак под названием "Общие ограничения максимальной скорости". Он будет встречать на границе въезжающих в Россию и наглядно демонстрировать, с какой скоростью и где у нас в стране можно передвигаться: в населенных пунктах — 60 км/ч, на дорогах вне этих пунктов — 90 км/ч, на автомагистралях — 110 км/ч. И все это на одном знаке.

Знаки сервиса

В этой категории появились знаки, которые будут сообщать, какая радиостанция и на какой волне передает информацию о дорожном движении. Например: едешь за город, закончилась зона приема любимой станции, видишь этот знак, настраиваешься на соответствующую волну и остаешься с эфиром. Подобный знак будет сообщать автомобилистам с рациями, по какому каналу можно связаться с аварийными службами.

Но самый непонятный знак в этой категории — это "Бассейн или пляж". Даже в ГИБДД нам не смогли прояснить его необходимость. Скажем, на море понятно: едешь вдоль берега и гадаешь, где тут можно искупаться. И вот знак "Пляж". Все понятно. А "Бассейн"?

Таблички дополнительной информации

В городах, когда наконец появятся так называемые перехватывающие парковки (если они появятся), около них будут установлены и соответствующие таблички с указанием, какой ближайший транспорт доставит водителя от парковки к желаемому месту (метро, автобус, троллейбус) и в какой стороне эти блага цивилизации находятся.

В итоге на федеральных дорогах могут применяться 11 из 24 новых знаков, на дорогах регионального и местного значения, а также в улично-дорожной сети городов — все 24. Строго регламентирована установка только трех знаков: предупреждающего "Опасная обочина", запрещающего "Контроль" и информационного "Общие ограничения максимальной скорости".

И еще новшество

Когда вы заметите знак, например, ограничения скорости? Это во многом зависит от освещенности трассы, от скорости и от того, в какой полосе двигается автомобиль. На многих федеральных уже реконструированных дорогах встречаются знаки, о существовании которых ты понимаешь только тогда, когда их тень пробежала по капоту. Ведь стандарты на эти придорожные ценности не менялись с конца 80-х годов.

Для изготовления дорожных знаков используются световозвращающие пленки, которые позволяют читать знаки в ночное время в свете автомобильных фар. Старый ГОСТ для всех видов знаков требовал коэффициента световозвращения в два раза ниже, чем необходимо сегодня. Новый стандарт вводит понятие аж трех видов пленки для знаков на разных дорогах: А, Б и В. Чем больше полос имеет трасса, выше скорость и интенсивность движения, тем более высококлассные световозвращающие материалы должны применяться для дорожных знаков.

Появление новых ГОСТов — не единовременная акция. Их ввод в январе 2006 года означает, что с этого момента все знаки, которые будут ставить заново в связи с новым строительством, реконструкцией или ремонтом дорог, должны отвечать требованиям новых ГОСТов. Остальные знаки, которые были поставлены ранее, не будут автоматически заменяться. Они будут служить так долго, пока будут отвечать требованиям ГОСТа к техническому состоянию дорог в процессе эксплуатации. Этот процесс может длиться в течение многих лет.

Кроме того, новые знаки с применением более ярких световозвращающих пленок в соответствии с новыми ГОСТами должны устанавливаться только на многополосных дорогах и улицах. Они составляют не более 15 процентов от общей улично-дорожной сети области. На остальной сети останутся знаки, которые в основном отвечают требованиям старых стандартов.