Иркутские звезды прошлых лет завязали с музыкой

Артисты стали медиками, милиционерами, программистами

Их имена когда-то гремели практически по всей Иркутской области. Алексей Садков и Павел Балабайкин были главными звездами иркутских дискотек и кабаков середины 90-х. "Джаз-бэби" — уникальный ансамбль, аналогов которому нет до сих пор, был популярен не столько в родном Иркутске, сколько в Москве и за рубежом. Как сейчас поживают бывшие иркутские звезды?

"Джаз-бэби" — "Утренняя звезда", балы Малинина, зарубежные гастроли

Четверо славных, очаровательных ребятишек, профессионально выводящих своими звонкими, чистыми голосами джазовые импровизации — первая ассоциация, которая рождается при названии "Джаз-бэби". Они были прелестны и стильны в своих отглаженных костюмчиках, живые, обаятельные и непосредственные. И "музыка толстых" (именно так именовал джаз пролетарский писатель Максим Горький) звучала свежо и оригинально из их детских уст. Создала "Джаз-бэби" преподаватель Иркутского музыкального училища Алла Фраткина.

— Сделать детский джазовый ансамбль мне предложил Владимир Романенко. Я, как человек исполнительный, сразу взялась за дело, — вспоминает Алла Яковлевна. — Ребят я не отбирала, мне их попросту дали, и никого, за исключением своего сына, я не знала. Состав подобрался такой: Даша Ухова, Аня Земцова, Вася Мунгалов и Виталий Фраткин. Мы начали очень активно, очень много заниматься. Нашей задачей было исполнять именно джазовую музыку и сразу петь на четыре голоса, развивать гармонический слух. Ребятишкам тогда было по 7 лет, а в таком возрасте ухо еще не воспринимает разноголосья. Очень сложно было научить свингу (это джазовый способ исполнения произведения, при котором перекликаются группы голосов либо инструментов) и импровизации. Это был тяжелый, адский труд, сейчас бы я ни за что за подобный проект не взялась.

По сути, преподавателю и ребятам приходилось побеждать природу, прилагать большие усилия, которые не прошли даром. Уже в скором времени "Джаз-бэби" пригласили на международный фестиваль вокального джаза в Новосибирске, где Россию представляли всего три коллектива. Это был первый фурор, произведенный "Джаз-бэби", Алла Фраткина даже не ожидала такого успеха.

После этого было много самых разных джазовых фестивалей, каждый год "Джаз-бэби" выступал в Сочи на "Блэкси". Первой зарубежной страной была Франция, причем не только Париж, но и разные курорты, на которых отдыхали преимущественно миллионеры. Затем Болгария, круиз по Средиземному морю и другие страны Европы. После первых зарубежных гастролей у ансамбля случилась первая потеря — мама забрала из "Джаз-бэби" Аню Земцову. Впоследствии девушка очень жалела об этом. Сейчас она учится в юридическом институте, родила сына. На Анино место был объявлен конкурс, в котором победила Валя Шигорина. Она пела в коллективе до его распада.

Целый год был посвящен телевизионному конкурсу для юных дарований "Утренняя звезда". Сам Юрий Николаев оценил талантливых иркутян (в свое время он даже хотел купить права на "Джаз-бэби"). В дальнейшем у "Джаз-бэби" было много выступлений в Москве, балы с Александром Малининым в Кремлевском Дворце съездов, намечался проект с Ларисой Долиной.

Многие отмечали, как стильно и безупречно всегда выглядели ребята. Сначала их имиджем занималась иркутский модельер Наталья Раимова, а затем московские мастера. Как говорит Алла Фраткина, за границей нельзя было плохо выглядеть.

В 1996 году ребята записали диск, и он стал последним, завершающим аккордом в их потрясающей карьере. Дети выросли, повзрослели, каждый пошел своей дорогой. И ансамбль распался.

Единственный из ребят, кто по-прежнему занимается музыкой, это Виталий Фраткин. Он живет в Санкт-Петербурге и работает в продюсерском центре "Белые ночи". Даша Ухова училась в институте иностранных языков, сейчас живет в Москве. Валя Шигорина живет в Иркутске, музыкой не занимается. Вася Мунгалов окончил медицинский институт, живет в Иркутске.

Балабайкин служит в транспортной милиции

Павла Балабайкина сегодня не узнать — он распрощался со своей роскошной шевелюрой, носит ежик и лейтенантские погоны. С музыкой практически завязал.

— Волосы очень мешали. Особенно на покосе, — пояснил он мой удивленный взгляд. — Я каждое лето езжу к родителям в деревню, помогаю косить сено.

Музыкой Павел занимается с детства. Он был ведущей балалайкой в Красноярске (учился в музыкальной школе по классу русских народных инструментов) и в 1984 году даже занял второе место на всесоюзном конкурсе. После переезда из закрытого Красноярска-26 в небольшую деревеньку под Тайшетом устраивал, как раньше говорили, танцы в клубе, на которые съезжались со всего района.

Один курс физико-технического факультета Томского университета, армия, служба в Монголии, учеба в энергоколледже, работа на авиазаводе — все эти годы Балабайкин играл на гитаре, сочинял музыку, писал песни. Некоторое время жил в Саянске, где участвовал в конкурсе "Новые имена", после которого опять вернулся в Иркутск. Тогда и начался в его жизни дискотечно-кабачный период.

— Дискотеки были и способом общения и своеобразной учебой — мы проверяли свои песни на публике, — рассказывает Павел. — Это сейчас в ресторанах и кафе полный беспредел, поет кто умеет и не умеет. Раньше в кабаках выступали более профессиональные музыканты. А вообще, любой певец проходит через клубную и ресторанную работу, и стыдиться этого нечего.

В первом элитном клубе Иркутска "Шоу-кейс" Павел Балабайкин познакомился с группой "Бони М". В 1995 году некогда популярный коллектив выступал в Иркутске, в "Труде", после чего их ждал ужин в "Шоу-кейсе". Балабайкину предстояло петь перед легендарной Лиз Митчелл. Певец, естественно, волновался. А после официального ужина пошла такая неофициальная часть, что Лиз Митчелл и компания уехали только за два часа до самолета.

Забавных историй, особенно связанных с юными пылкими поклонницами, было не так уж мало. Чего стоит случай с кражей Балабайкина в Саянске:

— Мы выступали на Дне города, хлестал страшный ливень, а у меня температура 39,5. Единственное, что помогало мне петь, — бутылка коньяка в автобусе, стоящем неподалеку. Когда концерт закончился, я направился к автобусу. На этом коротком расстоянии в несколько метров меня подняли на руки вместе с инструментом и унесли.

Как оказалось, все, чего хотели горячие саянские девчонки, — это всего лишь автографов. А вот другая поклонница, оккупировавшая с подружками творческий клуб "Сан-Рома", мечтала о большем. Если кто не знает, в "Сан-Рому" ведет несколько входов, настырная девчонка вычислила их все и на каждом поставила свою подругу. Пройти было невозможно. А наверху, в мансарде, где тогда жил Балабайкин, его уже поджидало юное создание, не достигшее совершеннолетия. Павел, как человек законопослушный, дал ей от ворот поворот.

Сейчас Балабайкин практически не поет в кабаках, изредка дает согласие выступить на каком-нибудь банкете. Окончил юридический факультет, работает в транспортной милиции. "Было бы больше времени и денег — купил бы домой небольшую студию и записывал фонограммы" — говорит он. Павлу Балабайкину сейчас 35, он не женат, детей нет.

"Гопота" Садкова стала хитом на целое пятилетие

Алексей Садков, сделавший легендарным (на местном, конечно, уровне) хит "Золоткой упала с неба звезда", музыкой тоже занимается с детства. Музыкальная школа, ансамбль в общеобразовательной школе, конкурс "Новые имена" — таковы этапы творческого пути Садкова. Во время одной из предвыборных кампаний вместе с известными политиками летал по всей области и принимал участие в концертах.

"Золотку" Садков впервые спел в 1996 году. Эту песню он взял у некоего Сергея Наговицына, ныне покойного, который исполнял ее в манере шансон. Садков сделал более попсовую, танцевальную, молодежную аранжировку и песня стала занимать первые строчки хит-парадов на местных радиостанциях.

— Я записал пробный тираж кассет "Дискотека Алексея Садкова", но он сначала не пошел. Тогда я попросил своих друзей с "Волны Байкала" и "Инта-радио" несколько раз поставить песню в эфире. Они отнеслись не особенно серьезно — "гопота какая-то", но не отказались. Раньше были другие времена, другие отношения, никаких денег с меня не требовали. После чего песню начали активно заказывать, она долгое время не сходила с эфира.

После 1998 года у Садкова начались активные гастроли по Иркутской области и Восточной Сибири. За эти годы "Золотка" Алексею не опротивела и даже не надоела: "В последний раз я исполнял ее не так давно в кабаке. Я горжусь песней и благодарен Сергею за этот подарок. Ко мне сейчас подходят дяди и тети и говорят: "А помнишь, ты у нас свадьбу проводил? Мы же под твою песню познакомились и поженились". Кстати, неоднократно авторство песни приписывали Алексею, но он всегда подчеркивал, то песня эта не его, ему принадлежит всего лишь удачная аранжировка.

Когда в Иркутске начинала расцветать клубная культура, Алексей выступал и в "Клетке", и в "Мегаполисе". Попытал свое счастье и в Москве. Потом наступила естественная усталость от бурной ночной жизни и Садков ушел в подполье. На жизнь он сейчас зарабатывает программированием, реабилитируется в плане здоровья и энергетики. Но не оставляет надежды профессионально заняться музыкой. Будем верить, что у него еще все может получиться — Алексею Садкову всего 30 лет. На данный момент он не женат, его сын живет в Москве.

Что пишут об экс-иркутянах в российских средствах массовой информации

Елена Сысоева поет Марию Магдалину

На сцене Большого концертного зала Красноярска произошло событие: заслуженный артист России Василий Вавилов представил свой новый мюзикл "Иисус Христос — суперзвезда", в основе которого лежит легендарная рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тома Райса, вот уже более тридцати лет с успехом идущая на многих сценических площадках мира.

Во время репетиций волновались все — и сам Василий Вавилов, и собранные на антрепризной основе актеры.

Елена Сысоева уже пела Марию Магдалину в Иркутском музыкальном театре, поэтому исходный исторический материал ей хорошо знаком, но с рок-оперой Уэббера актриса работает впервые.

— Когда мне поступило предложение, — рассказывает Елена Сысоева, — то я поначалу испугалась, но работать интересно: решение новое, современное, авангардное. У нас полное взаимопонимание с режиссером, мы профессионалы.

"Красноярский рабочий"

Алиса Мон тряхнет стариной

Певица Алиса Мон (родом из Слюдянки, некоторое время работала в Ангарске. - Прим. ред.), известная по хиту прошлого века "Алмаз", к Новому году приготовила для своих поклонников альбом лучших песен. В пластинку вошли легендарные песни "Алмаз", "Синий дирижабль", "Он и она" и многие другие хиты.

"Инфинитив"

Главный Мономах страны вернулся, чтобы записать песню про Колчака

В Иркутске выпущен музыкальный диск "Звезда адмирала", посвященный Александру Колчаку. На диске будет записано 10 произведений — романсы, баллады, вальсы и марш. Автор текстов и музыки — иркутский публицист, драматург Сергей Остроумов.

Исполняют произведения любители из Иркутской области — врач из Ангарска Валентин Левченко, супруги из Нижнеудинска Людмила и Владимир Брагины, профессиональный рок-певец из Москвы Василий Акимов (ангарчанин, лидер группы "Мономах". - Прим. ред.).

Интерфакс

Пляскин переквалифицировался в мафиози

Наш земляк, гитарист Игорь Пляскин, играет в Москве. Когда-то он был в составе ныне распавшейся рок-группы "Цензор". Сейчас он в группе "Дюна". В последнем клипе "дюнщиков" — "Макаронэ" — Пляскина можно наблюдать в мафиозном прикиде с приклеенными (а может, и настоящими) усиками.

"СМ Номер один"