Воспитывать девочек и мальчиков нужно по-разному

Разнополые дети развиваются настолько по-разному, что одинаковый подход к воспитанию может навредить

Зачастую родители, воспитывая детей, не понимают разницы в воспитании между девочкой и мальчиком. Часто сравнивают детей, ставя в пример сыну поведение дочери и требуя от него таких же успехов. Но при этом родители забывают, что перед ними не просто ребенок, а мальчик или девочка со своими особенностями восприятия и мышления, эмоциями. Дети по-разному видят, слышат и осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное — по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире, и не так, как мы, взрослые. Об особенностях воспитания девочек и мальчиков нашему корреспонденту рассказала педагог-психолог ЦРР МДОУ д/с 148 Ольга Валерьевна Душкина.

Мужчины и женщины выполняют разные функции

По словам Ольги Душкиной, если девочек в семьях воспитывают более или менее правильно, то с мальчиками родители и педагоги совершают много ошибок. Дело в том, что у мальчиков и девочек разное восприятие мира, разные пути развития, а значит, им требуются разные подходы к обучению.

Известно, что девочки развиваются немного быстрее. К началу обучения в школе мальчики отстают от ровесниц по своему биологическому возрасту на целый год, что проявляется и в поведении, и в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что у них совершенно по-разному организованы психические процессы.

Характерен такой опыт. Когда группе детей задавали вопрос (например, о происхождении человека), вперед выступали девочки и, перебивая друг друга, говорили о том, что человек произошел от обезьяны. Мальчики молчали. Тогда попробовали увести девочек и задать тот же вопрос только мальчикам. Сначала тишина, а потом фейерверк версий — от обезьяны, от клетки ребра человека, прилетели из космоса и т. д.

Почему же так происходит? У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст больше. Они оттесняют мальчиков физически и "забивают" их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т. к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет. Он интереснее и богаче, чем мы можем себе представить.

Конечно, это не значит, что ни одна девочка никогда не выдвинет новой идеи, но тенденция здесь очень четкая. Установлено, что мужчины лучше справляются с поисковой деятельностью, выдвигают новые идеи. Они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или ее оформления невелики. Женщины обычно лучше выполняют шаблонные задачи.

Итак, подробное объяснение хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Пусть его не сразу научишь аккуратной и последовательной записи в тетради, но как только он поймет, то надежно запомнит принцип решения.

— Уже на первом месяце жизни процессы восприятия информации у мальчика и девочки различаются, — утверждает Ольга Валерьевна. — Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по 2 года. Родителей раздражает излишняя подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят).

К сожалению, во многих методических пособиях, рекомендациях, учебниках, книгах мы видим неумолимое: ребенок в 1 год должен то-то и то-то, в 4 года должен то-то и то-то, к 7 годам должен то-то и то-то. Приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь ребенок, не делая различия между девочками и мальчиками. Это неправильно. Поведение женщины и мужчины начинает формироваться еще в детстве, чтобы понять эти механизмы, требуется понять разницу в предназначении мужчины и женщины.

Для женщины важно сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей. Для мужчин важны поиск и изменение, необходимо разнообразие потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания. Это и определяет разницу в воспитании будущих женщин и мужчин.

Мальчики не замечают частицу "не"

Мальчики склоны к исследованиям, поэтому в общении с сыном, а особенно в высказывании различных замечаний и запретов, необходимо стараться обходиться без частицы "не": не лезь, не шуми, не кричи, не трогай, не бегай, не прыгай и т. д. Дело в том, что мальчик частицу "не" не замечает, не слышит, зато хорошо слышит то, что говорит мама после нее. Как результат — мозг ребенка усваивает команды: лезь, шуми, кричи, трогай, бегай, прыгай и т. д.

От баловства ребенка необходимо отвлекать, предлагая ему более интересное занятие — игру. Тут тоже есть свои особенности. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свое "богатство" — кукол, тряпочки — и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д., используя при этом все предоставленное им пространство. Родители же, не понимая этого, требуют от сыновей вести себя как девочки, а когда требование не выполняется, наказывают ребенка.

Часто родители не понимают, почему сыновья лезут на шкафы. На самом деле происходит так называемая компенсация дефицита пространства. Когда пространства мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную. Чтобы мальчики спокойнее вели себя дома, с ними необходимо чаще гулять на открытых пространствах, на стадионах, ходить в бассейн.

Ругайте детей правильно

Если вам приходится ругать ребенка, то учитывайте его пол. Ругая девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают; сначала разберитесь, в чем ее ошибка. Девочка может легко выдерживать длительные нотации мамы и лучше их воспринимать.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать. Прежде чем ругать ребенка за неумение, постарайтесь понять природу трудностей.

Исследования показали, что мальчики труднее приспосабливаются к действительности. Если девочка, выслушав замечания родителей, старается делать как ей велят, то мальчик не может так поступать из-за особенностей строения мозга. Проявляется разница и в физиологическом восприятии. Доказано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт, они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Поэтому воспринимайте спокойно грязные брюки сына и чистое платье дочери соседки. Не сердитесь на сына, если тот не сразу отвечает вам на ласку и нежность.

Мужчина в доме необходим, даже в неполных семьях

Важно понимать, что до трех лет ребенок больше тянется к маме, а с трех до шести — к папе. Для отцов очень важно не пропустить в воспитании сыновей второй период. Им необходимо чаще общаться с детьми. В этом случае важно даже не количество, а качество общения. С ребенком можно посмотреть телевизор, почитать книгу или узнать, как называются шахматные фигуры, и обязательно обсудить впечатления. Именно это останется в памяти ребенка.

Если в семье нет отца, то его может заменить дедушка. Очень важно от ребенка добиться откровенности. Если девочка сама рассказывает все, что произошло за день, то жизнью мальчика необходимо интересоваться, расспрашивать его.

Детей лучше отдавать в школу с раздельным обучением

Много проблем у мальчишек из-за их особенностей и в школе. Мальчик обычно смотрит на парту, в сторону или перед собой. И если знает ответ, то отвечает уверенно, а если не знает — молчит. Девочка, отвечая, смотрит в лицо родителям и воспитателям, ищет у них в глазах подтверждение правильности ответа. И только после кивка взрослого она продолжает отвечать уже более уверенно.

Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации, а девочки — для установления контакта со взрослым. ("А вы к нам еще придете?") То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) — на отношения между людьми.

Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок — период "врабатываемости", — у детей разное и зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются они по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Когда они достигли пика работоспособности, девочки, наоборот, уже начинают уставать. Учитель сразу замечает это, т. к. контакт с девочками у него налажен хорошо, и начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчикам именно сейчас и надо бы дать ключевой для урока материал.

Помните, обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, не уверены в себе и более агрессивны, чем девочки. Но это естественное состояние мальчика, и не стоит это считать избалованностью и укорять ребенка или себя. Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков.

Мальчикам на всех этапах развития, особенно в детском саду и школе, не хватает положительных эмоций. Чаще всего их эмоции возникают в ответ на слово. В процессе речевого мышления им не хватает непосредственных эмоций. С мальчиками всегда сложнее, чем с девочками. И именно мальчикам для полноценного психического развития нужно больше тепла и ласки, заботы, участия и самых разнообразных форм поощрения. Давно уже замечено, что чем нежнее и ласковее мама малыша, чем чаще она его целует, одобряет сына, внимательно слушает и помогает ему, тем его детство становится более радостным и эмоционально богатым.