Как получить права на самолет

В Иркутске уже есть пять владельцев частных самолетов и столько же владельцев прав на управление ими

Авиационно-спортивный досуг становится все более популярным в России. Под Москвой и Санкт-Петербургом стоят уже не сотни, а тысячи частных самолетов. В 2002 году это развлечение докатилось и до Иркутска. Именно в том году в столице Приангарья было выдано первое любительское удостоверение на управление легким летательным аппаратом. К сожалению, первый его обладатель погиб в авиакатастрофе. Большая вероятность такого плачевного исхода не останавливает потенциальных авиаводителей Иркутска, и они все чаще пытаются получить право на управление самолетом.

— Любительский пилотаж — один из самых дорогих видов развлечения, новый летательный аппарат может стоить от ста до двухсот тысяч долларов, получить свидетельство авиапилотов стоит от 150 тысяч до 300 тысяч рублей, — улыбается командир самолетного звена иркутского авиаспортивного клуба Игорь Ткаченко. — Поэтому не удивительно, что получать свидетельство приходят очень состоятельные бизнесмены, обычно за сорок лет. За все годы ни одна женщина к нам с подобной просьбой еще не приходила.

В Иркутском авиаспортивном клубе считают, что подготовка к управлению самолетом — очень серьезная вещь. На учебу молодого пилота уходит от пяти до восьми месяцев, в зависимости от выбранной программы обучения. После его окончания выдается удостоверение пилота-любителя (пилотское свидетельство). Фактически с ним можно летать во всем мире. Правда, пилотское свидетельство выдается на право управления самолетом только той марки, на которой проходило обучение. Официально для получения свидетельства пилота-любителя есть ограничения, но на практике они не принимаются в расчет, если клиент заплатит большие деньги. Не возьмут в летчики лишь тех, у кого совсем плохое зрение и больное сердце, есть травмы головного мозга, опорно-двигательного аппарата, заболевания нервной системы; тех, кто регулярно падает в обмороки.

— Мы не возьмем и тучных людей, чей вес более 120 килограммов, — смеется Игорь Анатольевич. — И тут нет никакого пренебрежения по отношению к полным людям, просто с таким весом человек не сможет поместиться в самолете. Кроме того, не возьмут глухого человека. Все остальные могут стать пилотами-любителями. Что касается возраста, то на авиаправа можно учиться уже с четырнадцати лет. Кстати, мы планируем начать подготовку восьмиклассников, которые в будущем собираются поступать в летные военные училища. В советские времена наших выпускников брали почти без экзаменов.

Одним из необходимых качеств для желающего стать пилотом является склонность к техническим дисциплинам, так как пилотам придется детально разбираться в конструкции машины и особенностях ее аэродинамики. Впрочем, как утверждают сами пилоты, управление самолетом ничем не сложнее управления автомобилем. Теоретические занятия, как правило, получают зимой, а с весны по осень начинается летная практика. Наиболее смышленые быстрее осваивают азы пилотажа, а значит, меньше платят; те же, с кем приходится один и тот же урок повторять чаще положенного, наоборот, платят больше.

— Очень трудно научить будущего пилота правильно смотреть в воздухе, держать голову, от этого зачастую зависит его жизнь. Во время тренировочных полетов рядом с учеником всегда сидит опытный пилот, который в любую секунду готов взять управление на себя. Так как в небе может случиться все что угодно, то у всех начинающих пилотов мы требует страховку от несчастных случаев.

Обучение пилотов-любителей в нашей стране производится по программе, утвержденной ФЛА РФ. В России есть две общественные организации, объединяющие любителей авиаполетов, — ОФ СЛА (расшифровывается как Объединенная федерация сверхлегких летательных аппаратов, объединяет дельтапланеристов, парапланеристов, легкие самолеты примерно до 500 кг взлетного веса) и ФЛА (Федерация любителей авиации — всех тех, у кого аппараты свыше 500 кг).

В программу обучения, как правило, входит 30 летных часов. После курса обучения пилот проходит освидетельствование и получает свидетельство пилота-любителя. Пилот регистрируется в ФЛА РФ и получает допуск на производство полетов в воздушном пространстве. При необходимости пилот может получить международную аттестацию.

Порядок полетов определяется Воздушным кодексом РФ. Каждый владелец самолета по закону может действовать самостоятельно. Но легче все проблемы, связанные с хранением и эксплуатацией самолета, решать не одному, а стать членом одной из организаций.

Справка "СМ Номер один"

ФАС России — всероссийская общественная спортивная организация, представляет в Международной федерации авиационного спорта (ФАИ) все российские федерации всех авиационных видов спорта. Федерация любителей авиации России (ФЛА России), являясь коллективным членом ФАС России, представительствует в ФАИ в двух ее комиссиях:

1) комиссии по видам спорта авиации общего назначения (АОН) по трем видам спорта:

— авиаралли;

— точное самолетовождение;

— туристическое авиаралли (авиагонки);

2) комиссии по историческим, восстановленным и самодельным летательным аппаратам.

И только ФЛА России объединяет эти виды авиационного спорта в России, готовит спортсменов, проводит региональные и национальные чемпионаты, слеты и авиасалоны АОН, а также формирует состав сборных команд России по вышеперечисленным видам спорта и участвует в чемпионатах Европы, мира и Всемирных воздушных играх под флагом Российской Федерации.