Автограф от Солженицына

Женский американский волейбол глазами иркутянки

В рамках американско-российской программы "Открытый мир" в Вашингтоне и Юджине в составе российской делегации побывала директор женского волейбольного клуба "Локомотив-Ангара" (Иркутск) Валентина Андрианова.

— Насколько я понимаю, вас в первую очередь интересовало, как обстоят дела в США с женским волейболом?

— Про всю Америку не скажу, но семидневное пребывание в городе-побратиме Иркутска Юджине позволило мне познакомиться со спортивной жизнью местного университета вообще и женской волейбольной командой в частности. Скажем, если обучение для простых смертных в университете стоит 25 тысяч долларов в год, то игроки волейбольной команды не платят ни цента. Более того, получают стипендию — тысячу долларов в месяц, обеспечены бесплатным питанием и проживанием. Волейбол, кстати, в США занимает третье место по популярности после американского футбола и баскетбола. В студенческой лиге выступают 150 команд, в том числе, естественно, и сборная Юджинского университета. Звезд с неба, как я поняла, она не хватает — середнячок, но это не мешает команде тренироваться и играть в комфортном зале с трибунами на пять тысяч зрителей. Причем каждый матч транслируется по местному телевидению, так что, как мне сказали, в среднем за игрой студенток Юджинского университета наблюдают сто пятьдесят тысяч болельщиков.

"Утки" — так называется команда Юджинского университета, что соответствует желто-зеленому цвету формы, — упакованы с ног до головы. И немудрено: годовой оборот этого вуза сто миллионов долларов. Естественно, никаких проблем с инвентарем: от мячей до судейских свистков, я уже не говорю про костюмы и прочие причиндалы. Любопытно, что чемпионат студенческой лиги проходит несколько по иным правилам, нежели принятые международной федерацией, — партия играется не до 25, а до 30 очков. Вот такие заморочки. И они не единственные. Скажем, школьники не имеют права играть за студенческую команду. Лишь одна неделя в году — ни больше ни меньше — дана тренерам, чтобы они, отыскав особо одаренных школьников, могли агитировать их поступать в университет. Кроме того, наставникам категорически запрещено работать с командой в летние каникулы, мотивируя это тем, что студентам надо сдавать зачеты и экзамены, а затем полноценно отдыхать.

— В официальных матчах юджинских волейболисток увидеть не удалось?

— Увы, нет — календарь игр не совпал с моим пребыванием в Юджине, но я побывала на нескольких занятиях, проходящих раз в день по полтора часа, занятиях довольно интенсивных, которыми руководят сразу три тренера во главе с Джимми Муром. Я уже говорила, что волейбол в США очень популярен. И не только среди студентов, но и среди всего населения. Я видела, как в ангаре, где оборудовано сразу несколько площадок, играют в одной команде три женщины и трое мужчин. Причем опять же по чисто причудливым американским правилам. Из двух касаний мяча одно непременно должна сделать слабая половина.

В Юджине я жила не только волейболом. Вместе с российской делегацией побывала на заседании горсовета Юджина, встречалась с мэром Кити Пирси, не потерявшей в своем почтенном возрасте (ей лет шестьдесят, не меньше) привлекательности и обаяния. Побывали на потрясающем концерте пианиста и дирижера Игната Солженицына (да, да, сына лауреата Нобелевской премии, великого русского писателя Александра Исаевича Солженицына). С Игнатом Александровичем даже удалось пообщаться и взять автограф для нашей команды "Локомотив-Ангара".

К слову сказать, никаких договоров о намерениях мы не подписывали, но мое предложение командировать в Юджин наиболее одаренных волейболисток из Иркутска, скажем, в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет американская сторона встретила с воодушевлением. Мол, никаких препятствий, пусть приезжают, но только для этого необходимо знать английский язык и сдать тесты.

На снимке: Валентина Андрианова (вторая слева) в компании с Игнатом Солженицыным.