Стеснительному ребенку поможет мама

А слишком раскованному нужен невропатолог

Дети бывают разными — веселыми, капризными, обаятельными, серьезными, невыносимыми. Дети бывают и застенчивыми. Для них мука поздороваться с маминой подругой, рассказать воспитательнице, "как дела", поиграть в компании незнакомых сверстников. Другой диаметрально противоположный тип — дети, которых можно назвать слишком раскованными. Как говорится, без комплексов. В чужом доме они могут заглянуть в холодильник и полакомиться чем-то вкусненьким, они не в силах высидеть урок, дочитать книжку, они всегда находятся в состоянии боевой готовности - куда бы сунуть свой любопытный нос. О стеснительных ребятах и детях без тормозов наша сегодняшняя рубрика "Отцы и дети".

Застенчивого ребенка видно сразу

Наш консультант — педагог-психолог средней школы N 24 Людмила Урбанович:

— Застенчивого ребенка видно сразу. Все играют в песочнице, а он стоит в сторонке. Ему очень хочется, но он боится к своим сверстникам подойти: вдруг они его выгонят, обидят, обзовут. И в школе этот ребенок заметен: мнется, стесняется, зажимается. Застенчивость непременно нужно побороть к 5—6 годам, иначе она перейдет в хроническую форму. К школе у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения и положение в обществе, пусть даже в детском. Осознание ребенком своей застенчивости еще больше сковывает его, с такой неуверенностью в себе и заниженным уровнем притязаний ребенок не преодолеет комплекс самостоятельно. Здесь нужны родители.

У совсем маленьких детей, не посещающих детский сад, застенчивости как таковой не бывает, есть лишь ее предпосылки: беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, перепады настроения и аппетита в связи с изменением привычного образа жизни (ночевка у бабушки, переезд летом на дачу, поездка в санаторий). Такие ребятишки часто боятся чужих, незнакомых людей, переживают при попадании в непривычную ситуацию, иногда болезненно привязаны к матери.

Застенчивость присуща и мальчикам, и девочкам, но последним все-таки больше. По сути, это два разных биологических существа. Мальчики — это воины, мир воспринимают объектами, девочки живут чувствами, взаимоотношениями, эмоциями. Мужички обычно рождаются уверенными, сильными, они приходят в жизнь именно такими, а застенчивость у них может возникать как следствие воспитания в неполной семье, в атмосфере гиперопеки. Девочкам же важны понимание и забота: если о ней мужчина заботится, она счастлива. Забота, понимание, уважение, преданность — это для слабого пола. Мальчишке важны доверие, принятие его таким, каков он есть, восторженность по его поводу.

В стеснительности виноваты и темперамент, и семья

Существует несколько причин детской застенчивости.

1. Застенчивость зачастую зависит от типа нервной системы, который, как известно, мы получаем вместе с рождением. Каждому родителю следует знать, кто его ребенок, как он выражает себя в психогенных ситуациях.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип — это сангвиник. Это наиболее адаптабельный тип личности.

Сильный, неуравновешенный, подвижный — холерик. Это воин, который кидается в драку не раздумывая, без помощи погибнет.

Сильный, уравновешенный, неподвижный — флегматик. Пока те наворотили, он еще в ситуацию и не включился.

Несильный, неуравновешенный, неподвижный — меланхолик. Именно они чаще всего и бывают застенчивыми. Но ни один человек не бывает чистым сангвиником или холериком; как правило, в нас уживаются два темперамента, но с преобладанием одного типа нервной системы.

2. Некоторые родители отчаянно стараются оградить ребенка от контактов. Надо ли объяснять, что полная изоляция от общества не дает развиваться умению жить среди людей, ладить с ними, дружить. Иногда это объясняется характером, привычками, жизненным укладом родителей.

Замкнутая, угрюмая, малообщительная мама, которая к тому же отличается повышенной тревожностью и мнительностью, может реально испортить ребенку будущее. Такая мать боится всего — улицы, драк, инфекций, дурного влияния, она словно подтыкает своего ребенка ватой, и в таких тепличных условиях он растет абсолютно аморфным и беспомощным. Постоянное внутреннее напряжение матери, порой усугубляющееся неровными отношениями с мужем, родителями, неустроенностью быта, выражаются в перепадах настроения, непоследовательности. Тревожная, нервная эмоциональная атмосфера в доме вредна для маленьких детей, она может привести не только к застенчивости, тут и до неврозов недалеко.

3. Семьи, в которых к ребенку относятся с повышенной строгостью, требовательностью, не признают компромиссов, также способствуют формированию застенчивости. Ребенок, растущий в атмосфере запретов, приказов, одергиваний, не знающий, что такое похвала и ласка, также может стать застенчивым, даже забитым и трусливым. Лети, лишенные достаточных контактов в раннем возрасте, в дальнейшем просто не знают, как вести себя со сверстниками.

Критиковать за застенчивость нельзя

Что делать? Прежде всего расширять географию знакомств, формировать навыки общения, игр как с другими детьми, так и со взрослыми. Начать можно с простого — будучи на улице с ребенком, спросить у кого-нибудь, который час или как пройти к продуктовому магазину. Желательно предупредить ребенка о том, что вы собираетесь сделать. Для дальнейшего развития навыков общения подходят детская площадка, песочница, парк, любые места, где собираются дети со своими родителями. Здесь плавно можно приучить свое дитя статус пассивного наблюдателя изменить на статус активного участника игр.

Постепенно под руководством взрослого у ребенка развивается умение понимать другого человека, согласовывать с ним свои действия, подчинять их общей цели. При этом мама находится рядом с ребенком, не дает его в обиду, побуждает к активным действиям, при трудностях помогает, при удачах хвалит. Ребенок становится более общительным, приобретает навыки совместной деятельности.

— Когда родители вдумчиво воспитывают ребенка, то получают положительный результат, — говорит Людмила Урбанович. — Хорошая мама пойдет с застенчивым ребенком в песочницу, организует там игру, пригласит его приятелей домой. Стеснительного малыша нельзя стыдить, обрывать, оставлять одного, бросать в ситуацию как в холодную воду. А дети ведь все видят, они жестокие, чуть что — засмеют. Даже если ребенок пришел в компанию с хорошей игрушкой, игрушку возьмут, а его в игру не примут. И критиковать за застенчивость нельзя. Почаще искать поводы поощрять и хвалить. Не нужно своего застенчивого ребенка обсуждать при других взрослых — все, что печалит родителей, мама с папой проговаривают только наедине. Ребенок должен слышать только хорошее.

Все ситуации, в которых ребенок может чувствовать себя неловко, нужно проигрывать с мамой:

— Ты сейчас пойдешь в магазин за хлебом (когда-то ведь наступит этот момент, когда ребенок в первый раз идет в магазин), ты молодец, тетя тебе так скажет, ты ей вот так ответишь.

У застенчивого ребенка должно быть несколько алгоритмов поведения, нужно проиграть вдвоем с ним эти поведенческие штампы, только слова не помогут. Подбодрите малыша: расскажите, как сами впервые пошли за хлебом, как вы боялись, пусть он знает, что не один такой стеснительный. Для него отдать девять рублей действительно может показаться мукой — он в кулачке эти деньги держит, про себя уже семь раз просьбу высказал, но у него от страха парализуется голос, спазм сжимает связки. А ведь еще в школе надо отвечать, умным быть, чтобы с тобой дружили, тебя замечали.

Расторможенные дети

Если с застенчивым ребенком жить хотя бы спокойно, то от расторможенного покоя не ждите! Шум, драки, визг, беготня — от него с ума сходят и родители, и воспитатели в детском саду, и учителя в школе.

В таких случаях мы имеем дело с гипердинамическим синдромом, его еще называют гиперактивностью. В истоках его лежит минимальная мозговая дисфункция. Родовые травмы, тяжелая беременность, сотрясения мозга в младенчестве и раннем детстве, менингиты грозят органическим поражением головного мозга, что и проявляется в невыносимом поведении (следует учитывать, что расторможенный — это не агрессивный и не избалованный ребенок, это иная категория).

В младенчестве такой малыш громко и подолгу кричит, заходится, его трудно успокоить. Дальше больше. Если вы идете на автобус или в магазин, он как сумасшедший помчится к намеченной цели, по дороге непременно прыгнет в какую-нибудь яму или залезет на дерево, он ни минуты не может провести спокойно, таких еще называют рукосуями, потому что руки у них не могут находиться в покое.

Первое, что нужно сделать, — показать такого ребенка грамотному детскому невропатологу или даже психиатру, особенно если в поведении проявляется жестокость (ребенок мучает животных, издевается над малышами, обзывает стариков). Второе — отдать ребенка в секции, где занимаются активными видами спорта — футбол, хоккей, волейбол, бег, борьба, пусть сбрасывает свою энергию там. Ну и третий рецепт — родителям нужно приучить ребенка хотя бы час посидеть спокойно, занимаясь тихим делом, — почитать книгу, порисовать, полепить. Если в 5—6 лет не приучить к такой установке — обязательно час прозаниматься, — в школе начнутся большие проблемы. Весь материал такой ребенок будет усваивать только по верхушкам, учиться все хуже, в результате может получиться так, что в своей жизни он ничего не добьется и ни в чем себя не проявит. Как правило, в 15 лет такое поведение проходит, но к этому времени мы можем потерять интеллект.