Японские автомобили и иркутский пассив

На нашем телевидении есть такие передачи, которые смотреть не очень приятно, но крайне полезно. С одной стороны, видно, как журналисты мучительно отрабатывают чей-то заказ. С другой стороны, прикинув, чей это заказ и зачем этот заказ появился, можно сделать очень любопытные выводы, которые могут пригодиться в жизни. "Как будут развиваться события дальше, покажет "Время", — говорит в завершении программы Екатерина Андреева, ведущая информационного вещания на Первом. И эту фразу я уже давно воспринимаю не как изыск ведущего, а в ее прямом значении.

Понятно, что первая кнопка — один из наиболее приближенных к власти информационных ресурсов. Поэтому сюжетов "просто так" тут не бывает. Тем более аналитических.

И вот в минувшее воскресенье в итоговом выпуске программы "Время" нам рассказали о безопасности движения. Тема, безусловно, важная и нужная. Достаточно сказать, что, по данным сайта медицинского страхования medinsurer.ru, каждые сутки на территории России в дорожно-транспортных происшествиях погибает около 100 человек, около 600 получают травмы. А в год, как нетрудно подсчитать, число жертв достигает 35 тысяч — это население небольшого города, такого как Свирск или, например, Киренск.

На первой кнопке очень быстро нашли виновника дорожного беспредела. Это не пьяные водители (что, как мне кажется, очевидно), не разваленные отечественные "копейки" и ушастые украинские иномарки, управляя которыми не знаешь, следить за дорогой или за коробкой передач, чтобы воткнуть нужную скорость. Нет, виновниками оказались "праворукие" машины.

Рассказывая о ситуации на дорогах, журналисты как бы между прочим вмонтировали в сюжет кадры с места гибели алтайского губернатора Михаила Евдокимова, который, как мы помним, погиб в ДТП, где самое пассивное участие принимала японская "Тойота".

Потом "оэртэшникам" вообще отказало чувство меры. В кадре появился лондонский таксист, который сказал: "Да, правый руль — это хорошо (в Англии, как известно, "праворукое" движение, как в Японии), но я не понимаю, как в одной стране могут сосуществовать машины с правым и левым рулем. Это неправильно", — выдал он резюме. Туповатый таксист привык к тому, что курс английского фунта остается неизменным в течение всей его жизни, а производители машин в случае обнаружения одной неисправности отзывают всю партию, поэтому он и не понимает что к чему. Только вот зачем наши-то выставляют его неким экспертом? Уже кому-кому, а журналистам Первого канала должно быть понятно, что наличие в России машин с "неправильным" рулем — ситуация, имеющая социальные корни.

Сюжет продолжался и дальше в том же духе. Стало ясно, что "оэртэшники" получили задание подготовить общественное мнение к репрессиям против "праворуких" машин. Что с ними будут делать — запрещать эксплуатацию, ограничивать ввоз, увеличивать пошлины? Вопрос, что называется, остался открытым. Пока, как известно, идет разговор о некоем упорядочении аукционного каталога, что повлечет значительное увеличение цены на японские иномарки.

Если москвичи и жители других западных территорий наблюдают за войной с "японками" со снисходительным интересом, то для нас эта тема остается одной из самых злободневных. Причем неверно думать, что полный или частичный запрет "праворуких" затронет лишь их владельцев. Удар будет нанесен по всей экономике восточных регионов. Лишь один пример: практически весь сектор мелких и средних перевозок базируется сейчас на японских грузовичках, которые, естественно, имеют правый руль.

Владивосток и Новосибирск, протестуя против наездов на "японцев", устраивают пикеты. Иркутск, подтверждая свое реноме одного из самых пассивных городов региона, выжидает, что будет дальше. Я уже неоднократно писал о феномене Иркутска как "спящего" города. К сожалению, пока у меня нет причин пересматривать свою точку зрения. Даже в таком важном вопросе, как борьба за правый руль, а по сути за право выбора (к слову сказать, приморское общественное движение в защиту "японок" так и называется — "Право выбора"), наше население проявляет какое-то странное равнодушие.

Так, исподволь, от сюжета Первого канала и лондонского таксиста, мы подошли к теме "Роль Иркутска в защите японского автопрома" — то есть будет ли толк, если вдруг все иркутские автомобилисты враз встанут на защиту "праворуких" машин? Только вот проверить наличие толка не удастся — не встает никто, и нам остается лишь теоретизировать на эту тему.