Квартирные махинаторы подделали подпись Говорина

Людей выкидывают из квартир на основании фальшивки

Жилищные споры — непростая для журналиста тема. Как правило, в этих конфликтах каждая сторона имеет свою правду. И какая правда правдивее, разобраться очень сложно. Однако случай с массовым выселением семей из двух блок-секций по улице Баумана в Иркутске в свете тех документов, которые мы имеем, представляется юридическим и моральным беспределом.

Безвозмездно, но за деньги...

В 1993 году по заказу администрации Иркутска были построены две секции девятиэтажных домов — в микрорайоне Университетском и в Ново-Ленино на ул. Баумана. Принятые квартиры были переданы на баланс (то есть в управление и пользование) предприятию Агродорспецстрой, который обязался довести бетонные коробки до ума, благоустроить и озеленить территорию. Предприятие заселило в квартиры своих работников. Списки новоселов были утверждены районными администрациями Иркутска. То есть заселение проходило с одобрения мэрии.

Семьи Ивана Сергиенко и Игоря Скибы в числе других лучших работников получили жилье. В приказе президента фирмы Павла Голышева значилось: подготовить список лучших для передачи им жилья в личную собственность безвозмездно и в дальнейшем осуществлять ее ежегодно.

Насколько была безвозмездной передача жилья? Только отчасти. Тогдашний генеральный директор Агродорспецстроя Владимир Ивашкевич, который ныне проживает в Москве и трудится в небезызвестном ООО "Труд" первым заместителем, утверждает, что сотрудники, получившие квартиры, свою зарплату передавали в счет погашения стоимости квартир. "Они практически заплатили за свои квартиры. Квартиры достраивали мы (Агродорспецстрой. — Прим. авт.) сами. От администрации получили только коробки. Поэтому сотрудники, получившие квартиры, деньги вносили в кассу предприятия".

Вложив в квартиру собственные зарплаты, люди не сомневались, что будут жить в этих квартирах как ни в чем не бывало, хотя документов на право собственности у них не было. Иван Сергиенко рассказывает, что документы им обещали выдать через восемь лет.

— Это вроде для того, чтобы люди, получив квартиры, не сбежали с работы. Из документов составляли служебную записку о вселении и договор аренды.

Людей продали вместе с квартирами

Однако не прошло и восьми лет, как людей стали выгонять из квартир. Либо сам Агродорспецстрой обращался в суд с иском на выселение. Либо — гораздо чаще — истцами были посторонние частные лица, которые каким-то образом купили у Агродорспецстроя квартиры. Купили вместе с жильцами. А выиграв суд, естественно, прежних жильцов гнали. История семьи Колесниковых, выселенных таким образом из двухкомнатной квартиры на ул. Баумана, обошла иркутские СМИ.

Но выселить удалось не всех. Шесть семей все еще сопротивляются, судятся с новыми владельцами, подают в суды ответные иски.

Каким же образом мог Агродорспецстрой продать квартиры? Мы можем представить эту ситуацию в двух вариантах. Первый: если квартиры все-таки находятся в муниципальной собственности, то продать их без ведома жильцов невозможно. А раз они все-таки проданы, то в этом деле имеют место быть махинации, использование нужных людей в БТИ, в департаменте регистрации прав на недвижимое имущество (ныне учреждение юстиции), в мэрии и пр.

Второй: город расплатился с Агродорспецстроем квартирами — за дорогу, озеленение, отделку квартир. И вот теперь Агродор делает со своими квартирами то, что он считает нужным, то есть расторгает договор аренды с жильцами и продает ее. В подтверждение именно этой версии фирма выдвинула весомый вроде бы аргумент: копию некоего документа на долевое участие в строительстве этих блок-секций. То есть фактически заявила право собственности на эти квартиры или хотя бы на часть квартир. На основании этой копии Агродорспецстрой получал в департаменте право собственности на квартиры и смог их перепродать частным лицам.

Этот вроде бы весомый документ и предоставляется Агродорспецстроем в суды. Что могут противопоставить ему выселяемые горожане? Договор аренды жилья, списки на вселение, приказ, служебные удостоверения на право вселения. Мелочь, кажется. Но вот мелкий, однако очень интересный документ: справка из БТИ. Игорь Скиба в какой-то момент засомневался, что квартира принадлежит Агродорспецстрою, пошел и взял справку о собственнике. Его удивлению не было предела: собственник в справке не значился. То есть квартира, в которой он проживал с женой и двумя несовершеннолетними детьми, числится на балансе и принадлежит городу. И такая справка есть не только у него, но и у других выселяемых — на их соответственно квартиры.

— Выходит, они продали не свое...

Дело о фальшивых подписях

А как же договор на долевое строительство? Этот документ представляет собой безусловный интерес — для следователя по уголовно наказуемым деяниям.

Во-первых, это даже не сам договор, а только копия (точнее — копии). И подлинника нет нигде: ни у Агродорспецстроя, ни в мэрии, ни у строительной организации.

Во-вторых, лично Владимир Ивашкевич, утверждает, что в 1993 году он не подписывал никаких договоров на долевое строительство жилья (а подписывать мог только он).

В-третьих, выяснилось, что подписи под этой бумагой сомнительные. А подписи-то не кого-нибудь, а самих тогдашнего мэра, ныне экс-губернатора Бориса Говорина, и экс-гендиректора Агродора Владимира Ивашкевича.

Это стало известно, когда Владимир Рыжков, один из шести судящихся, обратился в милицию, засомневавшись в подлинности документа о долевом строительстве. К делу Рыжкова приобщали дела остальных пяти семей. И вот тогда экспертно-криминалистический центр при Главном управлении внутренних дел Иркутской области провел экспертизу подписей под копией, изъятой в департаменте по регистрации прав с недвижимостью, и дал заключение: подписи Ивашкевича и Говорина под интересующим нас договором о долевом строительстве домов поддельные — выполнены другим лицом.

Дело о фальшивых подписях передано из райотделов в областное следственное управление. И пострадавшие очень надеются именно на следователей.

Кто поставил синюю печать?

Несмотря на столь ошеломляющие результаты экспертизы, люди продолжают терять квартиры. Они с трудом уговаривают суд рассмотреть результаты уголовного расследования на заседании. Иван Сергиенко будет подавать на обжалование недавнее решение суда о его выселении. А Игорь Скиба сейчас судится по встречному иску, который он подал на Агродорспецстрой и администрацию города. Сама администрация заняла странную позицию по отношению к пострадавшим горожанам.

Иван Сергиенко был страшно удивлен ответом представителя мэрии:

— На суде представители администрации Иркутска расплывчато сказали, что они не против того, чтобы дома принадлежали Агродору.

Что делать пострадавшим гражданам с этим "не против", которое к делу, как говорится, не пришьешь, неизвестно.

Остается только догадываться, почему мэрия держит дистанцию. И размышления эти отнюдь не благожелательны. Сразу, например, задумываешься: откуда под фальшивыми подписями стоит настоящая, неподдельная синяя печать? Не поставил ли ее какой-нибудь работник мэрии?