Недалеко от Иркутска найдена бездонная яма

Возле нее нашли череп и ящик с костями, а в самой яме — рисунки на стенах. Предчувствие тайны будоражит уже не первое поколение местных жителей

То, что мы искали в маленькой деревне Хабаровск (Эхирит-Булагатский район), называют в просторечии ямой. А еще "вроде как лаз" — потому что можно туда залезть, но местным страшно и они не лазят, да и бурятская религия не позволяет. И поэтому точно не известно, лаз это или просто дырка в земле, никуда не ведущая и не открывающая никаких подземных перспектив.

Яму возле Хабаровска исследовали сорок человек

Яма — вполне родной, хотя и необъяснимый элемент местного пейзажа.

— Где у вас тут яма без дна? — спрашиваем в Хабаровске.

— Какая яма?

— Ну дырка в земле есть у вас?

— Какая дырка?

— Ну непонятная, недалеко от деревни.

Местные жители никак не возьмут в толк, чем обычная яма может привлечь иркутских журналистов.

Супруги Манжуевы вырастили в Хабаровске семерых детей. Глава семейства Михаил Манжуев помнит, что при председателе Даниле Дзехаеве, ныне покойном, человеке любопытствующем, приглашали специалистов исследовать яму. Даже цифру называют, соответствующую бурятским легендам: сорок человек.

— Исследовали дыру геологи и студенты. Опускались в яму. Но когда это было! Еще во времена колхоза "Знамя Ленина". Выяснили, что яма вроде природная. Интереса не представляет...

Может, для геологов и не представила яма интереса. Хотя и определили ее глубину — очень приличную, по словам хабаровчан, 240 метров. А деревенским интересно. Кости там нашли, череп простреленный. А до нас, до Иркутска, история о бездонной хабаровской яме дошла и вовсе в экзотическом исполнении: вроде как во время раскулачивания бросали туда кулаки все свое добро, чтобы красным не досталось, а позже сбрасывали туда трупы расстрелянных во время рабоче-крестьянского террора. Но ни у Михаила Манжуева, ни у его односельчан вызнать о золоте и трупах ничего не удалось — не знают таких фактов. Поэтому все такое мы можем лишь предполагать, учитывая, что деревня была некогда богатой и процветающей.

Простреленный череп отдали в местную школу

К яме нужно ехать через поля, через лесок, а потом еще топать пешком до здешних грибных мест.

— Лес-то самый грибной и ягодный — поясняет проводник Андрей. Он подводит нас к воронке, которая как раз и заканчивается ямой. Земля не осыпается, поддерживаемая корнями старых деревьев. Спуститься без веревки невозможно — яма уходит вертикально вниз. Впрочем, местные утверждают, что уже через несколько метров лаз становится горизонтальным и вроде бы на этой горизонтали есть что-то похожее на вход, заваленный массивным камнем.

Знают это все, потому что в прежние — атеистические — времена молодые парни спускались в провал, обвязываясь веревкой и вооружившись фонарем.

Как рассказывают местные жители, они с лампой спускались, видели внизу кости. Но тоже давно это было. Видели на дне (дно у ямы все же нашлось — естественно, не на 240 метрах, а на глубине намного скромнее) кости коней и коров. И кто спускался со свечкой и керосиновой лампой (Андрей вспомнил, что тетка его не испугалась заглянуть с керосинкой в дыру), видели, как колыхался огонек. Вывод сделали один: есть где-то выход.

Возле ямы году в 1995-м нашли небольшого размера человеческий череп — грязный, черный. С дыркой. Решили, что простреленный. Череп долго болтался на колхозном складе, а потом его подарили Ново-Николаевской средней школе. Бог знает, зачем школе дырявый череп. А до школы им интересовались двое приезжих. Кто такие, неизвестно, заехали на "таблетке" — покрутились, обещали череп забрать, но, видать, забыли.

На стенах пещеры видели странные рисунки

Современная молодежь устраивает возле ямы сходки, желая заглянуть в подземный мир. Но все никто не отваживается. Местный житель Серега, парень, судя по всему, неробкий, рассказывает, что было дело в прошлом году — собрались, да не полезли, забоялись. Но зато обследовали территорию вокруг ямы. И откопали следопыты-любители непонятный ящик с костями...

— Узенький такой ящик. На два штыка лопату воткнули
— кости полезли, похоже собачьи или волка, — рассказывает Серега. — Плосковатые такие. Ящик, где они были, в труху почти превратился. Как только кости посыпались, мы бросили копать...

Еще одна примечательная вещь: те из местных, кто лазил в провал, рассказывают о рисунках, выцарапанных на стенах лаза. Но подробно никто не говорил, что там начерчено.

Внутренности ямы, безусловно, интересуют хабаровчан. Они спрашивали, полезем ли мы туда, в надежде, что мы не заробеем и полезем.

— Найдите тайну этой ямы, — прямо попросил проводник Андрей.

Пещеры в Иркутской области — обычное явление

В Институте земной коры, куда мы обратились за комментарием и консультацией, дырой в земле заинтересовались. Профессор Юрий Тржцинский предположил, что, скорее всего, это результат карстового процесса, который на некоторых территориях области идет очень активно. Самое известное подземное карстовое образование — знаменитая Ботовская пещера. Карст — растворение породы водой и образование полостей. Воронки, подобные той, которую мы наблюдали на холме возле Хабаровска, обязательное явление. Воронок очень много на территории от Хадахана до Мельхитуя.

Самый активный карстовый процесс происходит в зоне Братского водохранилища, где это превратилось в настоящую беду: в большие ямы проваливались трактора, гибли люди. Много земли было забраковано, признано непригодной для сельского хозяйства.

— О районе Хабаровска и Ново-Николаевска нет данных
— никто не изучал эту территорию.

Юрий Бориславович рассказал, что в районе Осы, возле деревни Каха, недалеко от интересующего нас района, есть громадные провалы. Местное население говорит о них так: бросишь туда камень — не слышно, как падает. До затопления земель водами Братского водохранилища на речке Осе была воронка глубиной 58 метров, с выходом на поверхность рассолов.

— Территорию затопило. Но вода там нормальная, по ГОСТу. Только, может быть, чуть солонее.

...Первой, пробной, экспедицией мы не удовлетворились и решили привлечь спелеологов и ученых для, так сказать, внутреннего изучения странного провала. Интерес проявили в Институте земной коры и в клубе спелеологов "Арабика". Поэтому в самое ближайшее время мы, уже более профессиональным составом, отправимся разгадывать загадку хабаровской ямы.