Воспитайте из левши гения

Левшей рождается все больше, но их по-прежнему переучивают

C незапамятных времен так повелось, что большинство из нас пользуются преимущественно правой рукой. Даже на пещерных рисунках каменного века человек работает правой рукой, ее же использует для охоты. Гипотез и предположений, объясняющих причину нашего выбора, достаточно много. Человеку, живущему среди себе подобных, изначально было удобно, чтобы сильнее была развита та рука, что и у большинства собратьев. В строе охотников или воинов человек, державший щит или копье в другой руке, был самым уязвимым звеном, и даже орудия труда изготавливались с учетом физиологических особенностей правой руки. Поэтому уже тогда левши испытывали моральное угнетение от остальных людей. На протяжении тысячелетий леворукие люди терпели насмешки и издевательства. Но несмотря ни на что, феномен леворукости — по сей день достаточно частое явление.

Все от генов

Точно установить количество левшей практически невозможно, потому что многие из тех, кто считает себя правшами, на самом деле скрытые левши со стертыми признаками леворукости. Что касается настоящего времени, то дети-левши встречаются чаще, потому что поколение взрослых переучивалось официально до 1985 года. Буквально до этого времени педагоги не отдавали себе отчета в том, что вредят здоровью детей.

Леворукость и праворукость обуславливаются генетически. Шанс родиться левшой у леворуких родителей, по данным разных авторов, составляет примерно 45% , если один из родителей левша — 17,5%, если ни одного — 2,5%.

Многие факты свидетельствуют о том, что левшами уже рождаются; есть ряд ученых, предполагающих, что на это может влиять и трудная беременность. Еще замечено, что мальчиков-левшей больше примерно в 2 раза. Видимо, женский пол во времена повального переучивания левшей обладал большей к этому способностью. О том, что женщины лучше адаптируются к изменениям окружающей среды, известно давно. Природа создала женский организм ответственным за потомство, поэтому в процессе эволюции он приспосабливается лучше и быстрее. Но чего будет стоить человечеству переучивание левшей — над этим вопросом много десятков лет бьются ученые разных стран.

Праворукость пытались связывать с силой инерции, вызванной вращением Земли — тем явлением, из-за которого в северном полушарии реки размывают свои правые берега, а в южном — левые. Но тогда и мы рождались бы правшами или левшами в соответствии с тем, в какой части Земли появлялись на свет.

Существует еще одна версия, раскрывающая причину большего числа праворуких людей. Стоит напомнить о том, что у правшей преобладает левое полушарие головного мозга, а у левшей — правое. Таким образом, наблюдается асимметрия, этот термин образно можно представить так: между конечностями и полушариями нарисовать крест. И если у праворуких доминирует левое полушарие, ответственное за логику, то главное полушарие у левшей отвечает за эмоции.

У большинства людей развито левое полушарие (логика) — оттого они и праворукие, при этом люди искусственно развивали левое полушарие, используя преимущественно правую руку. Ответы на эти вопросы человечество найдет еще не скоро.

А что в детсадах?

Не редко в дошкольных учреждениях дети слышат замечания типа: "Возьми ложку правильно". А как оно правильно? Да как держат все! Конечно, мы не призываем педагогов заострять внимание детей на особенностях сверстников, мы обращаемся к родителям — индивидуальная работа должна планироваться и осуществляться. Заботливые и просвещенные родители не ждут, пока воспитатели заметят среди большого детского коллектива левшу, а сами привлекают внимание педагогов к этой врожденной особенности ребенка.

Исследования отечественного нейрофизиолога Семеновича доказывают, что 70% детей с трудностями обучения в школе — это левши. В нашем праворуком мире они часто страдают неврозами и отклонениями в речи, удовлетворительной памятью, у них встречается необычное явление — зеркальное мышление. В чем оно выражается? В перевернутом справа налево написании отдельных букв и слов, перестановке слогов с переносом их из конца в начало слова, перестановке при вычислительных действиях цифр, упорном чтении справа налево. Окружающие такого ребенка взрослые должны проявлять не только понимание, но и терпение.

Почему большинство из нас одинаково думают

Многолетние исследования психологов пришли к таким выводам: у любого человека всегда включены два полушария, но они редко бывают задействованы в равной степени. К сожалению, менее развитое — правое полушарие, оно отвечает за анализ информации, получаемой от наших органов чувств. Через него мы получаем образы того или иного предмета, пространственные отношения и временные связи. Оно дает человеку так называемое наглядно-образное мышление. У тех же левшей это и есть превалирующий способ мышления. Если бы человек пользовался исключительно правым полушарием, он видел бы мир в более неприглядном свете. Наверное, поэтому дети-левши и страдают чаще неврозами. Их доминирующее полушарие осуществляет гигантскую оценку ситуаций и определяет эмоциональное состояние на данный момент. Не зря левое полушарие — логика, правое — эмоции.

Ознакомление левши со знаками (цифры, буквы и др.) протекает медленнее, чем у правши, зато он быстрее улавливает смысл слов и фраз.

Мир праворуких людей за многие годы создал методы обучения, практически не развивающие правое полушарие: повсеместное использование символов даже в гуманитарных науках, безличная форма изложения, скудное использование речевых и музыкальных приемов в процессе обучения детей. Практически ничто не активизирует эмоциональное состояние, не развивает непроизвольную память. В результате все как один мы мыслим шаблонами. Отсюда, кстати, и вытекает неумение применить стандартные знания на практике. Стереотипы не позволяют понять, как действовать в зависимости от ситуации. Мы почему-то всегда ждем постоянства и боимся нестандартных решений.

Наше праворукое воображение — слабое и неразвитое. Все это создает препятствие в творческом поиске и в мастерстве. В итоге массовый, не индивидуальный подход к воспитанию малышей ведет к ослаблению правого полушария юных представителей будущих поколений, а это ненормальное явление даже для правшей. Так как же все-таки нам научиться полноценно использовать правое полушарие, развивать врожденные особенности левшей и отнюдь не лишние способности для правшей?

С этой целью психологи советуют уже давно активно включать в учебный процесс различные модели, макеты, мозаики и конструктор. Это уже практикуется на вступительных тестах при устройстве на творческую работу или при поступлении в технический вуз, где как раз не поощряется стандартное мышление.

Эти средства развивают в ребенке объемное воображение, мысленные действия с предметами, продумывание новых моделей. Человечеству для развития нужны новые ассоциации, которые служат одним из источников любого творчества. Мы хотим окружить себя новейшими зданиями, последними изобретениями в науке и технике. Восторгаемся инновациями, но мало кто из нас может создать что-то неожиданное и интересное, все творческие порывы разочаровывают в первую очередь нас же самих.

Хотелось, чтобы у будущего поколения людей правое полушарие не только приходило на помощь левому в неожиданно трудных ситуациях, но и тоже было достаточно развито. Не потому ли среди левшей, которые смогли адаптироваться в праворуком мире, так много знаменитых людей — Микеланджело и Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, легендарный физиолог нашей страны И.П.Павлов, а также автор фундаментального толкового словаря В.И.Даль. Давно замечено, что люди с доминирующим правым полушарием успешнее трудятся в области архитектуры, конструирования, моделирования. Левши часто встречаются среди скульпторов, художников, артистов. Они имеют преимущества в ряде видов спорта, например в фехтовании, боксе, теннисе.

Ведь у левшей явное преимущество перед праворукими, так как им дано жить и в "правом", и в "левом" мире, остальные же должны только учиться познавать "левый" мир и расширять свои возможности.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала психолога иркутского педагогического колледжа N 2 Надежду Александровну Турлякову и специалиста по дошкольной педагогике и психологии Ольгу Владимировну Цируль.