Приватизировать или нет?

Более пятидесяти процентов жителей области не могут решить, будут они приватизировать свое жилье или нет

Мы продолжаем в рубрике "Справочное бюро" освещать гражданско-правовые темы, волнующие жителей Иркутской области. Специалисты отвечают на все юридические вопросы, которые интересуют наших читателей. Для того чтобы ваш вопрос попал в эту рубрику, необходимо на адрес газеты (664009 Иркутск-9, ул. Советская, 109, "СМ Номер один", рубрика "Справочное бюро") или по электронной почте (shan@pressa.irk.ru или evg@pressa.irk.ru) отправить письмо с четко сформулированным вопросом или вопросами. Сегодня мы продолжим рассказывать о приватизации, так как материал "Приватизация со следующего года подорожает", опубликованный в 39-м, номере вызвала большой интерес у наших читателей. Наш корреспондент рассказывает о плюсах и минусах приватизированных и неприватизированных квартир, а также о приватизации земли.

Выбор необходимо сделать уже в следующем году

Все ближе и ближе дата, к которой граждане России должны сделать свой выбор: стать собственниками своих квартир или нет. Другими словами, приватизировать их или вступить с государственными властями в отношения, регулируемые так называемым договором социального найма, т.е. аренды, по которому муниципальные власти становятся арендодателем, а граждане — арендаторами.

Напомним, что к 1 января 2007 года завершается срок возможной бесплатной приватизации жилого имущества, при этом надо иметь в виду, что гражданам, приватизировавшим свое жилье до 17 августа 1998 года и получившим свидетельство от БТИ, регистрация права собственности не требуется. Регистрация в БТИ является юридически действительной.

С другой стороны, надо учесть, что граждане, получившие жилье после 1 марта 2005 года, приватизировать его, согласно ЖК РФ, не смогут. На данное время с 1991 года в Иркутске приватизировано около 50% жилых помещений, имеющих право на приватизацию. Процент, конечно, маловат, но ведь не все решат приватизировать жилье, плюс были, да и в некоторых случаях до сих пор имеются, сложности с приватизацией ведомственного жилья и комнат в общежитиях. Нельзя приватизировать отдельную комнату или квартиру в ведомственном жилье, пока не будет изменен правовой статус всего жилого помещения. Так что уровень приватизации не обязательно будет равен 100%. В любом случае альтернативы нет, выбор придется сделать уже в следующем году, но проблемы могут возникнуть в результате любого решения.

Приватизированное жилье можно продать кому угодно

Пройдя процесс приватизации, вы становитесь собственником недвижимого имущества с правом полного распоряжения, но при этом получаете дополнительные заботы. Надо помнить, что владельцы недвижимости обязаны платить на нее налог. Иными словами, к обычной квартплате добавится еще и этот налог, размер которого вам в свое время сообщит налоговая служба вашего района письмом по почте. Легче всего пенсионерам, которых законодательство избавило от необходимости оплачивать этот налог.

Далее: владение недвижимостью, налагает и большую ответственность. К примеру, из муниципального жилья выселить гражданина возможно, только с предоставлением пусть и худшего, но все же жилья. Из приватизированной квартиры вас выселят, уплатив компенсацию за жилье. В этом случае гражданину придется самому искать подходящее жилье.

К тому же любая собственность может стать предметом вожделения нечистых на руку деятелей. Мошенникам гораздо проще выселить человека из приватизированной квартиры, чем из муниципального жилья, достаточно одного росчерка ручкой, чему имеется немало примеров. С другой стороны, приватизация устанавливает более четкие правила на право собственности для владельцев. С учетом недавно принятого Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилья вправе распоряжаться своим жильем без согласия других членов семьи. Поэтому при решении о приватизации жилья это нужно помнить, чтобы в случае возникновения конфликтных ситуаций не оказаться у разбитого корыта.

Приватизированную квартиру можно продать, подарить, выставить как залог в обеспечение банковской ссуды. В случае преждевременной смерти собственника жилье достанется наследникам.

Социальное жилье по наследству не передается

Что ждет тех, кто все-таки предпочел не приватизировать жилье? Это относительная защищенность от мошенников. Отсутствие налога на имущество. Государством гарантированно право на жилье, т.е., как уже было упомянуто, при выселении вам обязательно предоставят какую-нибудь жилплощадь.

К минусам такого решения можно отнести отсутствие права распоряжения своим имуществом. Другими словами, его нельзя будет продать, подарить, выставить как залог. Более того, могут возникнуть проблемные ситуации и в последующем наследовании. В случае если наследники уже имеют положенную по социальным нормам жилплощадь, арендодатель, т.е. муниципальные власти, может поднять вопрос о неправомерности наследования данного жилья, примеры чего уже наблюдаются и сейчас.

В случае значительной задолженности по квартплате вас могут переселить в менее благоустроенное жилье. А это, как правило, бывшие общежития и слегка отремонтированные неблагоустроенные дома. Надо помнить, что после 1.01.2007 приватизировать жилье будет, конечно, можно, но уже с оплатой по существующим расценкам на жилищном рынке, т.е. выкупить его у государства. В целом при отсутствии наследников можно и не приватизировать жилье, сэкономив массу нервов и средств.

Процесс приватизации в следующем году ускорят до двух дней

Тем временем процесс приватизации, к сожалению, не прост и отнимает много сил и времени. Стоит это "удовольствие", если заниматься самому сбором необходимых документов, около 3,5 тыс. рублей. В фирмах, предлагающих свои услуги по приватизации жилья, — 8—12 тысяч рублей.

Если вы решились воспользоваться сторонними услугами, то желательно выдавать доверенность не на регистрацию или переход права собственности, а только на подготовку документов.

Кстати, владельцам кооперативных квартир можно не беспокоиться, их жилье уже считается приватизированным. Правда, в случае совершения сделки с жилым помещением, например, продажи или дарения квартиры или передачи квартиры в залог по договору ипотеки придется пройти государственную регистрацию права собственности.

Первый заместитель главы администрации Олег Шандрук на пресс-конференции, посвященной вопросам приватизации, пообещал в ближайшем будущем сократить сроки рассмотрения документов, а в случае необходимости выделить дополнительных сотрудников.

Документы, необходимые для приватизации жилья

Следует знать, что право собственности возникает только после государственной регистрации в Главном управлении Федеральной регистрационной службы, бывшем департаменте по регистрации недвижимости (Академическая, 70). Данная регистрация — необязательная процедура после приватизации жилья, можно до поры до времени обойтись и без нее, но в случае каких-либо сделок с ней все равно придется обратиться туда на предмет регистрации (тем, кто приватизировал жилье после 17 августа 1998 г.). Порядок ее несложен.

Как сообщила начальник отдела регистрации прав на жилые помещения, ипотеки, договоров долевого участия в строительстве жилья Ольга Коренева, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии нотариально удостоверенной доверенности. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

1. Договоры передачи жилого помещения в собственность граждан не менее чем в двух подлинных экземплярах, один из которых для регистрирующего органа. Договор заключается гражданами с уполномоченными собственниками приватизируемых жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В г. Иркутске преимущественно приватизируются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, и договоры заключаются комитетами по управлению округов, соответственно Свердловским, Правобережным, Ленинским, Октябрьским администрации г. Иркутска.

При этом комитеты по управлению округов также вправе заключить договор приватизации на жилые помещения, закрепленные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за предприятиями, учреждениями, при наличии договора о делегировании полномочий между руководителем государственного предприятия, учреждения и председателем комитета по управлению соответствующим округом г. Иркутска.

2. Технический паспорт на жилое помещение (квартиру, комнату в коммунальной квартире), удостоверенный уполномоченным органом технического учета.

3. Справку об отсутствии ареста, выданную уполномоченным органом технического учета.

4. Справка из паспортного стола о лицах, зарегистрированных в жилом помещении на момент приватизации, и копия поквартирной карточки.

5. Квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию права собственности (500 рублей в любое отделение Сбербанка).

На регистрацию перехода права по договору приватизации в обязательном порядке представляются документы, удостоверяющие личность заявителей и подтверждающие гражданство Российской Федерации (паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении). Заявление о переходе права может быть представлено по нотариально удостоверенной доверенности. В соответствии со ст. 18 Федерального закона необходимые для государственной регистрации документы предоставляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых — подлинник — после государственной регистрации прав возвращается правообладателю. Законодательством ограничен срок бесплатной передачи жилых помещений в собственность граждан до 01.01.2007 г., но нет ограничения в сроках регистрации прав по заключенным договорам. В связи с этим представить документы в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу для регистрации права собственности на основании договоров приватизации граждане смогут как до 1.01.2007 г., так и после 1.01.2007 г.