Охота на изюбра: секреты профессионала

Протяжный рев, сцепленные в яростной схватке рога изюбров, битва за самок и право продолжать свой род. Пора любви и войны. Бой без компромиссов, победа в котором достается только самым достойным. Это обычные сцены таежной жизни в период октября. Именно в такое время в лес стягиваются охотники, чтобы наравне со зверем поучаствовать в борьбе за удачу.

Ранним утром морозно. Охотовед Сергей Клавдеев выходит из таежного зимовья и напряженно прислушивается. Над заснеженными сопками раздается трубный раскатистый рев изюбра. Это и любовная песня, призывающая самочек в гарем самца, и вызов на бой возможного соперника, который может нахально посягнуть на занимаемую зверем территорию. Сергей достает из рюкзака берестяную трубу и ревет в ответ. Охота на изюбра началась.

Мы пробираемся по заваленному деревьями распадку по направлению раздавшегося рева. Первым осторожно шагает Сергей Клавдеев, больше известный в среде таежников как Клавдей. Легендарная личность. Несмотря на свои 32 года, уже успел заслужить славу матерого таежника и удачливого охотника. И не напрасно. Почти никогда за тринадцатилетний охотничий стаж Клавдей не возвращался из леса без добычи. Он в одиночку забирался в самые отдаленные, нехоженые участки тайги, жил зимой в одноместной палатке, а сколько километров тайги исходил, тропя зверей и осваивая новые угодья, не сосчитать даже ему самому. И вот новый маршрут.

Через пару километров пути Клавдей останавливается и в очередной раз прикладывается к трубе. Тайгу оглашает громогласный рев. Мы тревожно замираем в ожидании ответа изюбра. Но тайга молчит.

— Наверное, у этого быка уже собран гарем и он его уводит, чтобы на растерять маток, — поясняет Клавдей. — Если бы был один, на нас бы вышел.

Вообще-то, когда на реву охотятся вдвоем, к зверю может подкрадываться только один из охотников. Второй в это время стоит на месте и продолжает приманивать изюбра в трубу. Такой способ позволяет выбрать из стада животное с более нежным мясом, чем у матерого жилистого быка, который обычно в одиночку выбегает к противнику, оставив свой гарем с самочками и телятами неподалеку. Однако мы таким способом воспользоваться не можем. В трубу я правильно реветь не умею (зверь почувствует фальшивку и уйдет), а стрелять хорошо могу только по банкам (на живое рука не поднимется). Поэтому Клавдею предстоит охотиться в одиночку, а мне — все хорошенько запоминать и фотографировать.

Время близится к обеду. У живописного таежного озера останавливаемся на привал. Нужно передохнуть, попить чаю. Здесь же наконец-то можно и поговорить. В процессе охоты общаться нам приходилось только с помощью тихого свиста, который не мог спугнуть зверя, или жестами.

— Вот был со мной случай на реву, — вспоминает Сергей, — так же у костра с товарищами сидели, пили чай, разговаривали, шумели. Вдруг слышим — трещит что-то. Все ближе, ближе к нам. Думали, человек. И экающий такой звук раздается. Я его даже передразнил. И вдруг метрах в двадцати от нас над буреломом рога изюбра показались. Большие такие, красивые. Гормоны, видать у быка играли. Совсем одурел. Ну, мы его, конечно, тут и добыли. Даже ходить никуда не пришлось. Редкий случай. Кто бы рассказал, я бы не поверил, если бы сам с таким не столкнулся.

— А тебе было когда-нибудь по настоящему страшно на охоте?

— Не поверишь, даже при встрече с медведем страха не было. Я всегда уверен в своих силах. А бывало всякое. В любых экстремальных ситуациях, даже когда ночами ходил по незнакомым местам, верил в себя, в свою удачу, в опыт. Единственный, кого можно бояться в лесу, это человек. Неизвестно, кто он и что у него на уме. Был случай — отобрал нелегальный ствол у одного. А после выяснилось, что он за 12 часов до этого своего бригадира завалил, а ствол украл у своих коллег по лесозаготовке. Мне об этом позже участковый рассказал. Этот бандит мог бы и в меня пальнуть.

И все же, о чем бы мы ни говорили, беседа неизменно возвращалась к сегодняшней охоте. Клавдей поясняет, что и для одного охотника на реву существует несколько действенных способов добычи изюбра. К примеру, просто реветь в трубу и подходить к зверю. Когда расстояние между зверем и охотником сократится, можно даже шуметь. Изюбр все равно примет тебя за соперника и не убежит. Правда, на подходе реветь нужно уже в обратную сторону, да и трубу опускать к земле. Делается это для того, чтобы зверь не понял, где именно находится охотник. Можно охотиться и вовсе без дудки. Когда два быка перекликаются между собой, надо просто подкрадываться к одному из них.

Однако сейчас ни один из этих способов нам не подходит. В ответ на призывный рев трубы Клавдея в тайге стоит тишина. Охотник поясняет, что быки хорошо ревут только в мороз. Поэтому и услышать их легче всего ранним утром или же вечером.

Несмотря на молчание зверя, мы продолжаем пробираться в глубь распадка. Клавдей указывает на след изюбра. Видно, что зверь здесь прошел совсем недавно. Начинаем его тропить (идти по следу зверя). Передвигаться становится сложнее. Если до сих пор у нас была возможность выбирать максимально легкий путь, придерживаясь определенного направления, то теперь двигаться приходится точно по следу изюбра, иначе в первом снегу мы его просто потеряем. Здесь, на этой захватывающей охоте, по-настоящему понимаешь, что такое вожделенный охотничий азарт. Пробираешься сквозь кустарник, лезешь через завалы вековых сосен, смахиваешь пот со лба и в то же время постоянно устремляешься вперед, словно и не чувствуя усталости.

Изюбр появился перед нами неожиданно. Подскочил с лежки в двухстах метрах от нас. Я еще не успела достать фотоаппарат, как тайгу огласили выстрелы из карабина. Зверь заметался по завалу и рухнул в снег.

Может быть, кому-то это покажется жестоким и циничным, но в тот момент во мне не шевельнулось ни капли жалости к животному. Только бешеный стук сердца и любопытство: застрелил или только подранил? К добыче подходим осторожно. Впереди Клавдей с карабином наперевес, следом я с фотоаппаратом. Перед нами лежит самка изюбра. Снег вокруг забрызган бордовыми каплями крови. На боку, под лопаткой, разметавшей крылья ласточкой краснеет смертельная рана.

— А тебе когда-нибудь было жалко зверя? — спрашиваю охотника.

— Жалко? Нет. Я раз пожалел, не стал стрелять. Потом долго никого добыть не мог.

Клавдей принимается за разделку туши. Редкие снежинки падают на еще теплое тело и тут же тают.

— У, жирная какая, — восклицает охотник, — яловая еще, потому и одна.

Яловыми таежники называют самок, которые еще не успели принести потомство. Молодые бычки и самочки привлекают любителей нежного мяса. А вообще, охота на реву считается трофейной. Добывают на ней преимущественно матерых быков — изюбров с большими красивыми рогами.

— Смотри-ка, язык прикусила! Это к фарту.

Охотники — народ суеверный. Причем у каждого приметы и традиции могут быть свои. К примеру, тот же Клавдей убежден, что при традиционном "капанье" (употреблении спиртного) перед началом охоты нужно поднять тост за справедливость. Смысл его заключается в том, что охотнику после долгих поисков зверя в лесу обязательно должна улыбнуться удача. Еще Сергей Клавдеев убежден, что перед самой охотой ни в коем случае нельзя зашивать дырки на одежде или возвращаться за забытой вещью. Самая фартовая примета — это в первый же день пребывания в лесу увидеть мышь. А еще лучше ее задавить. Ну и, наконец, когда зверь уже добыт, необходимо попросить у него прощения, а ружье поблагодарить.

По неписаной таежной этике стрелок должен поделиться добытым мясом со всеми участниками охоты, что, собственно, Клавдей и сделал.

Меры предосторожности при охоте на реву от Клавдея

1. Нельзя стрелять, пока четко не увидишь мишень. Иначе можно по ошибке выпалить в такого же охотника. Прецеденты, к сожалению, есть.

2. Подходить близко к подраненному зверю и пытаться добивать его ножом опасно. Изюбр может поднять на рога или ударить копытом. Так что лучше не пожалеть патрон.

3. На реву можно наткнуться на медведя, который так же, как и вы, скрадывает изюбра. Перед тем как залечь в берлогу, косолапый хочет вволю отъесться. И он знает, что изюбра в брачный период добыть намного легче, т.к. быки в пылу любовных схваток теряют осторожность. Также можно встретить и стаю волков, которые окружают ревущего быка и давят его.

Что необходимо знать при разделке туши

1. В первую очередь у добытого животного удаляются кишечник и потроха. Если этого не сделать, через некоторое время мясо приобретет неприятный запах, избавиться от которого практически невозможно. Кстати, поэтому и стрелять нужно по лопатке, чтобы пуля не пробила желудок.

2. У изюбра вырезается хвост. Многие молодые охотники отбрасывают его по незнанию. Между тем эту часть тела изюбра можно употреблять в пищу в сыром, вареном и жареном виде. В хвосте содержатся целебные вещества, способствующие улучшению состояния суставов, помогающие при радикулите и хандрозе.

Самый главный деликатес — печень изюбра. Едят ее преимущественно в свежем или замороженном виде. В печени содержится масса полезных веществ, в частности гликоген, который увеличивает гемоглобин в крови и помогает при малокровии.

Справка "СМ Номер один"

Охота на реву

Одна из самых увлекательных, азартных и динамичных охот. Как и все охоты, осуществляемые скрадыванием и троплением, интересна тем, что успех зависит прежде всего от вашего собственного умения и опыта, а не от искусства окладчика, организовавшего загон. Главное в охоте на реву — это скрасть ревущего зверя. И первое, что способствует выполнению этой задачи, — соответствующая экипировка охотника. Даже возбужденный ревущий зверь четко отличает естественные (лесные) звуки от посторонних, чуждых для его слуха.

Охота на изюбра, или так называемая охота на реву, заключается в приманивании самца с помощью специальной трубы.пф1