Влияние Александра Македонского на газовый рынок региона

На минувшей неделе произошло весьма любопытное событие, которое между тем получило весьма недостаточное освещение в местных СМИ — возможно, потому, что выглядит это событие пока очень неопределенно. Напомню, что губернатор Иркутской области Александр Тишанин на сессии Законодательного собрания заявил, что газификацией Приангарья займется Газпром, а затем в интервью тележурналистам добавил, что все это будет происходить за счет мелких и средних газовых месторождений, а Ковыкта, по его мнению, должна остаться стратегическим запасом страны.

Иными словами, Ковыктинское месторождение, по мнению губернатора, для местных нужд не должно эксплуатироваться вообще. Его будущее связано только с экспортом газа — надо полагать, в страны АТР, а характеристика "стратегический" подразумевает, что, возможно, этот экспорт будет происходить не так скоро, как мы привыкли думать.

Это заявление губернатора поставило основных персонажей газового рынка Иркутской области в очень интересное положение. Их, как известно, трое — "РУСИА Петролеум", ТНК-ВР и Восточно-Сибирская газовая компания. Причем все они тесно связаны между собой имущественными отношениями: основным акционером ОАО "РУСИА Петролеум", которое, собственно, и владеет лицензией на разработку Ковыкты, является ТНК-BP. Акциями ОАО "Восточно-Сибирская газовая компания", созданного полтора года назад именно для реализации регионального проекта газификации, в равной доле владеют все то же ТНК-ВР и администрация Иркутской области.

В наиболее интересном положении, как нетрудно предположить, оказалась ВСГК, которая не так давно провела допэмиссию по увеличению уставного капитала с 30 до 370 млн рублей. Александр Тишанин уже заявил об отказе обладминистрации оплачивать допэмиссию, и это автоматически сокращают долю администрации в проекте с 50 до 5 процентов. Впрочем, судьба ВСГК в свете последних событий вообще непонятна: если газификацией Иркутской области будет заниматься Газпром на базе мелких месторождений — и это твердая позиция региональных властей, то зачем тогда вообще нужна Восточно-Сибирская газовая компания?

Никаких толковых комментариев ни от представителей ВСГК, ни от представителей "РУСИА Петролеум" я, откровенно говоря, не слышал. Лишь ТНК-ВР сделало хорошую мину при плохой игре, заявив в интервью БСН, что позитивно оценивает возможное подключение Газпрома к реализации Ковыктинского проекта. При этом ТНК-ВР не принял во внимание или не захотел принимать во внимание, что про реализацию Ковыктинского проекта никто и речи не ведет: Ковыкта стала "стратегической", а Газпром, судя во всему, будет разрабатывать другие месторождения.

Таким образом, в Иркутской области на данный момент имеются два проекта газификации. Как они будут существовать на едином газовым рынке региона, пока непонятно.

Впрочем, ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, была вполне прогнозируема. С одной стороны, операторы Ковыкты не спешили с разработкой месторождения. С конца 70-х годов ведутся разговоры о светлом газовом будущем Приангарья, но реальных подвижек мы так и не ощутили. Неоднократно высказывались предположения, что английские акционеры проекта в лице компании British Petroleum сознательно сдерживают продвижение проекта, опасаясь появления дешевого газа на рынке Юго-Восточной Азии.

С другой стороны, появление нового губернатора, склонного к категоричным решениям, должно было прекратить эту тянучку вокруг Ковыкты. Александр Тишанин, подобно своему тезке Македонскому, разрубил гордиев узел, открыв дорогу на иркутский газовый рынок Газпрому.

Единственное, что смущает в этой ситуации: когда Македонский рубил свой узел, ему было абсолютно фиолетово, что произойдет с веревкой, которую он испортил, равно как и со всем, что было с этой веревкой, простите за каламбур, связано. В газовом проекте необходимо просчитывать последствия. Не видя обоснования газпромовского проекта, рискну предположить, что надеяться лишь на средние и мелкие месторождения — весьма сомнительная перспектива. Запасы этих месторождений в большинстве своем точно не определены, разработка их велась беспорядочно, сами скважины находятся в убогом состоянии. Не говоря уж о том, что у некоторых из них есть собственник, который никакие работы не ведет, но скважиной, тем не менее, владеет.

Так или иначе, у других "резинщиков" региона появился повод задуматься. Не прошло и двух месяцев с момента инаугурации, а губернатор уже принял как минимум два быстрых решения в стиле Македонского. Об одном мы уже поговорили. Второе — выделение мест на рынках Иркутска для местных аграриев. При этом Тишанина не смутило то обстоятельство, что раз мест на рынках не предоставляли, значит, это кому-то было нужно. Открыть шлагбаум — и точка!