Атака на узком фронте

"Кедр" намерен вновь стать лидером на иркутском водочном рынке

В начале этого года ликероводочный завод (ЛВЗ) "Кедр" заявил о своем намерении восстановить пошатнувшееся лидерство на региональном рынке. Чтобы вновь выбиться в лидеры по объемам продаж в Иркутской области, компания, заручившись поддержкой российского дистрибьютора группы компаний "Кристалл Гросс", решила развивать сравнительно молодой бренд - водку Baik. Такой подход конкуренты "Кедра" сразу же назвали атакой на узком фронте. О том, как идет продвижение новой продукции Иркутского ЛВЗ, рассказывает первый заместитель генерального директора ОАО "Кедр" Александр Паламарчук.

- Почему из имеющейся у "Кедра" брендовой линейки руководство завода выбрало именно Baik?

- К началу 2005 года под наплывом водки из других регионов руководство "Кедра" осознало, что компания теряет рынок. Кедровские бренды, в развитие которых давно не вкладывались деньги, изрядно износились и нуждались в рестайлинге. Между тем в брендовом портфеле у нас лежал Baik. Эта марка разрабатывалась в Англии по нашему заказу, и в сравнении с другими брендами Baik выглядел достаточно свежим и раскрученным. Плюс ко всему оригинальная рецептура водки и возможность расширить линейку Baik новыми суббрендами заставило менеджмент "Кедра" сосредоточиться именно на этом продукте.

- Продвижение новой продукции "Кедра" началось в конце 2004 года. Удалось ли за это время поднять уровень продаж ЛВЗ?

- Когда мы начинали работать с Baik, доля "Кедра" в общем объеме продаж на региональном рынке не превышала 20%. Сейчас, по нашим подсчетам, эта доля приблизилась к 30%. В перспективе мы хотели бы занять около 80% регионального рынка. Усилиями нашего партнера - группы компаний "Кристалл Гросс" - кедровская водка сейчас продается в крупных торговых сетях Москвы и Санкт-Петербурга, а также во всех городах Западной Сибири, во Владивостоке, Чите, Южно-Сахалинске. При этом производством Baik сейчас занимается лишь экспортный цех "Кедра".

- То есть его мощности вполне хватает, чтобы удовлетворить спрос?

- Отнюдь. Мы наблюдаем дефицит Baik на рынке. Поэтому руководство "Кедра" приняло решение модернизировать основные производственные мощности и запустить розлив Baik на всем ЛВЗ. Предполагается, что на реконструкцию цехов уйдет 4-6 месяцев. Когда она закончится, "Кедр" сможет производить до 300 000 дал продукции в месяц. Впрочем, чтобы сейчас удовлетворить спрос на кедровскую водку, мы приняли решение разливать Baik на одном из заводов "Кристалл Гросса" в Ульяновске. По сути, водка, которая уже производится в Ульяновске, ничем не отличается от той, что разливают в Иркутске. Мы четко следим за соблюдением оригинальной рецептуры напитка. Единственным отличием ульяновского Baik можно считать лишь, что эта водка будет продаваться и в европейской части России.

- С чем вы связываете рост популярности водки Baik?

- Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Вероятно, существенную роль в этом смысле сыграло то, что "Кедр" всерьез улучшил качество продукции. Как следствие, возросло доверие к марке. Агрессивный маркетинг и реклама (на продвижение Baik в России "Кедр" собирается потратить в этом году более $1,5 млн), вероятно, тоже внесли свой вклад. Кроме этого, Baik выиграл из-за того, что "Кедр" с помощью торгового дома "Кристалл Гросс - Иркутск" ввел схему прямых поставок своей продукции в магазины. Теперь мы сами, без посредников доставляем водку продавцам, что сводит к минимуму возможность попадания поддельной продукции в магазины.

- Будет ли "Кедр" расширять сеть фирменных магазинов в Иркутске?

- Собственно, фирменных магазинов с вывеской "Кедр" мы создавать не будем. В настоящее время мы предпочитаем открывать магазины с вывеской Baik - так правильнее с маркетинговой точки зрения. В Иркутске уже действуют 7 магазинов Baik, в ноябре откроется еще 8 таких же. Кроме того, "Кедр" начал развивать франчайзинговую схему в областном центре. Предполагается, что под бренд Baik вскоре перейдут еще семь магазинов.

- Хорошо, вернемся к продвижению Baik в целом в России. Как воспринимают водку в европейской части России и на Дальнем Востоке?

- Бешеной популярности нашей водки в стране, конечно, нет. В реальности "Кедр" со своей продукцией занимает сейчас не более 1% российского водочного рынка. Конкуренция на рынке очень жесткая, и необходимо время, чтобы нашу водку узнали и в Москве, и на Сахалине. Для этого мы делаем все возможное. К примеру, мы выяснили, что на востоке России лучше продается Baik в большой таре. Поэтому вскоре "Кедр" будет разливать водку в литровые бутылки. Кроме того, мы планируем продавать Baik в новой оригинальной бутылке емкостью 0,75 л. Отмечу, что первоначальную линейку продукта мы уже расширили: к классическому Baik добавился Baik мягкий, можжевеловый и кедровый. В общем, сейчас "Кедр" готов предоставить потребителю весьма качественный и разнообразный продукт в классе премиум.