И вновь продолжается бой

В областном парламенте вчера было жарко

На состоявшейся вчера сессии Законодательного собрания депутаты рассмотрели более 40 вопросов. Основным должен был стать, конечно, денежный - бюджет на 2006 год. Как обычно, выяснилось, что взгляды областной администрации и депутатов на схему получения, а главное - расходования казенных денег не во всем совпадают. Вызывает вопросы у парламентариев и намерение исполнительной власти области выйти из Восточно-Сибирской газовой компании. Ответить за все депутаты призвали губернатора. Они заперлись с ним в зале заседаний, прервав сессию, и два часа обсуждали бюджет, внесенный в парламент месяц назад. В итоге бюджет снят с повестки дня... Но не все так плохо. В священном деле проведения референдума по объединению области и округа, наоборот, наблюдается полный консенсус. Уже и вопрос, на который нам всем предстоит ответить в апреле, вчера сформулирован.

Флаг ему в руки

Что касается денег, то спикер ЗС Виктор Круглов еще на сентябрьской сессии, фигурально выражаясь, хрястнув кулаком по столу, заявил, что к бюджету депутаты подойдут по всей строгости закона, будут вникать в каждую цифру, потому как тоже несут ответственность за счастье народное. К тому же носилось в воздухе этакое ожидание чуда в связи с тем, что Александр Тишанин, вступив в должность губернатора, не раз говорил о необходимости менять саму идеологию наполнения областной казны. И хотя было очевидно, что, приступив к своим обязанностям в сентябре, когда бюджет уже практически сверстан, новый губернатор никак не сможет на практике переломить ситуацию с поступлением финансов, надежда на это, как ей и полагается, умерла последней. Когда депутаты всмотрелись в цифры.

Цифры ни о каком народном счастье не сообщают. Бюджет спланирован с дефицитом в 2 миллиарда рублей. Но при этом в нем не учтены расходы на повышение зарплаты бюджетников с мая будущего года. Нигде не фигурируют долги муниципалитетов по взятым ими кредитам - это порядка 5 миллиардов рублей. Урезано финансирование многих программ (например, как сообщила Татьяна Воронова, председатель профильного комитета в ЗС, вообще не заложено 80 миллионов рублей на финансирование учреждений для детей-инвалидов, нет в бюджете программы поддержки многодетных семей, программы содействия занятости инвалидов). Вице-спикер Геннадий Истомин заметил, что Омская и Томская области закладывают на строительство жилья 700-800 миллионов рублей, мы - 30 миллионов. По мнению Геннадия Нестеровича, если на сельское хозяйство не найти еще 243 млн рублей, там будет полный... неурожай. Ну и так далее. Сергей Левченко сказал, что никакого улучшения по сравнению с этим годом нет, бюджет-2006 ухудшился.

При этом, как было сказано на депутатских слушаниях, по оценкам экспертов Контрольно-счетной палаты и налоговой инспекции, все источники доходов финуправление просчитало добросовестно. То есть учли все что можно. Никто никаких сокрытых закромов не обнаруживает. А денег-то нет! Тем не менее и на слушаниях, и на заседании бюджетного комитета все было в рамках приличий. Все сошлись на том, что бюджет надо в первом чтении принять, но задать администрации соответствующие вопросы. Чтобы, значит, она объяснила, на что жить будем.

А в понедельник, на заседании коллегии под председательством Виктора Круглова, ситуация как-то незаметно подогрелась. Еще раз озвучив все проблемы бюджета, депутаты пришли к выводу, что принимать его, не видя никаких перспектив, невозможно, что надо определиться, откуда будут поступать деньги, чтобы закрыть зияющие дыры. Петр Парцей, представитель администрации в ЗС, почуяв, что дело начинает попахивать возможным непринятием бюджета, попытался смягчить ситуацию юмором: "Да, остается только сказать президенту: либо вы даете нам деньги, либо мы сдаемся китайцам!"

Депутаты на юмор улыбнулись, но устами спикера ответили: "Выходить на принятие бюджета в том состоянии, в котором он есть, нельзя. Нам нужен откровенный разговор с губернатором, чтобы знать, на что вообще можно надеяться". Но губернатор на тот момент был в командировке и ожидался только к сессии. Вот и пришлось совмещать сессию с закрытым совещанием.

Похоже, депутаты, придя к выводу, что губернатор, несмотря на обещания, консультациями с ними откровенно манкирует, решили развернуть его к себе лицом, нажав на самый эффективный в этот момент рычаг - бюджет. Одна деталь: на коллегии вице-спикер Людмила Берлина сказала, что, если не будут обозначены источники необходимых средств, бюджет не принимать, и "это будет знамя для губернатора при его переговорах в Москве". Согласитесь, при нынешних "вертикальных" порядках это больше похоже на флаг, который дают в руки. Петр Парцей в этот момент и про юмор забыл: "Какое знамя?! Это будет удар по губернатору, - и, вспомнив о юморе, добавил: - Нам надо обниматься и вместе в Москву идти". Но обниматься депутаты не хотят.

Вчерашнее решение отложить бюджет до ноябрьской сессии обе стороны (губернатор и депутаты) комментируют довольно спокойно. Отсрочку объясняют необходимостью внести в закон дополнительные доходы. Один источник уже назван, однако Александр Тишанин заметил журналистам, что этот источник не единственный, но другие называть пока не стал: "Это будет в следующей серии".

Продать иль не продать?

Так вот об источнике. На сентябрьской сессии депутаты приняли поправку к плану приватизации на 2005 год, чтобы соблюсти формальности уже фактически состоявшейся сделки. Речь идет о внесении областного пакета акций Верхнечонской нефтяной компании (11,29%) в уставный капитал созданной в 2004 году для реализации регионального газового проекта Восточно-Сибирской газовой компании. Но губернатор наложил вето на этот законопроект.

Максим Сурнин, председатель комитета ЗС по собственности и экономической политике, при обсуждении этого вопроса на коллегии сообщил, что от губернатора поступило обоснование вето, где указано, что реальная стоимость означенного пакета акций - 2 миллиарда 100 миллионов рублей. Тут надо заметить, что при внесении его в уставный капитал он был оценен в 170 миллионов рублей (оценивало Мингосимущества РФ). Максим Юрьевич также сказал, что предполагаемый покупатель нашего пакета - компания Роснефть, однако в документе это не обозначено, что, на его взгляд, логично. Дело в том, что Роснефть сейчас ведет переговоры о покупке другого пакета ВЧНГК (25,94%), принадлежащего Интерросу. И, считает Максим Юрьевич, только по итогам этой сделки можно будет судить о том, какова же реальная цена областного пакета. Кстати, на коллегии он заметил, что этот пакет уже пытались продать в 2004 году за 100 миллионов, но никто не взял, потому и пристроили в газовую компанию.

Мнения экспертов по этой ситуации разнообразны, но в целом больше сводятся к вопросам. Например, зачем Роснефти покупать наш пакет, если она приобретет блокирующий интерроссовский, ведь Роснефть - компания государственная, и область у нас тоже не самостийная. Так зачем деньги тратить фактически на перекладывание акций из одного госкармана в другой? И что будет делать область с газовой компанией? Изъяв пакет, вообще выйдет из проекта или будет участвовать в эмиссии, заплатив за это 170 миллионов? И если вето не будет преодолено, значит, в план приватизации пакет не входит, значит, продать его нельзя (по крайней мере в этом году)?

Виктор Круглов на коллегии поставил вопрос более масштабно: "Нам нужно знать цель, знать, куда мы движемся. Газификация будет или нет?"

На сессии губернатор Александр Тишанин выступил по этому вопросу. Он сказал, что на сегодняшний день, по независимой экспертной оценке, пакет стоит именно 2,1 миллиарда рублей. По этой цене и будет продан, предварительные переговоры уже проведены, потенциальный покупатель - Роснефть (деньги от этой сделки, 2 миллиарда, и планируется, по словам губернатора, внести в доходную часть бюджета). Поэтому прежнюю стоимость пакета Тишанин назвал заниженной, а само внесение его в ВСГК - неэффективным вложением, так как акции ВСГК гораздо менее ликвидны, чем акции Верхней Чоны. Отвечая на вопросы депутатов, он пояснил, что область не будет вкладывать деньги в ВСГК вместо изъятого пакета и таким образом прекращает свое участие в этом проекте. Но газификация области нужна. Губернатор сообщил, что на недавней встрече с главой Газпрома Алексеем Миллером ему был пред-ставлен практически готовый проект газификации области, разработанный Газпромом. И губернатор совершенно однозначно заявил, что именно этот проект и будет реализован в регионе.

При этом многие наблюдатели так и не поняли, что будет с экспортной составляющей, куда все-таки и кто поведет большую газовую трубу с Ковыкты. Туманно в свете последних событий и будущее проекта Сургутнефтегаза, который уже начал строить трубопровод с Талаканского месторождения нефти до Усть-Кута (к этой трубе предполагалось прицепить и Верхнюю Чону, так как только суммарные запасы четырех северных месторождений делают строительство трубы прибыльным). В общем, поползли разговоры о большом переделе.

Что же касается конкретного закона и наложенного на него вето, то сессия приняла решение, которое предложил комитет по собственности, - создать согласительную комиссию, чтобы вывести наиболее приемлемую формулировку закона.

Заковыристый вопрос

Вчера же депутаты утвердили вопрос, который будет задан жителям области и округа на предстоящем в апреле референдуме. Виктор Игнатенко, председатель облизбиркома, доложил, что вопрос прошел все необходимые экспертизы, в том числе и в Центральной избирательной комиссии, так что с правовой точки зрения он безупречен.

Но депутат Антон Романов усомнился в этой безупречности, призвав провести еще и лингвистическую экспертизу. По мнению Романова, вопрос можно толковать двояко, а это не соответствует закону и впоследствии может вызвать какие-нибудь осложнения.

Вопрос, который мы все прочтем в бюллетенях (если, конечно, пойдем на референдум), будет выглядеть так: "Согласны ли вы, чтобы Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ объединились в новый субъект РФ - Иркутскую область, в составе которого Усть-Ордынский Бурятский автономный округ будет являться административно-территориальной единицей с особым статусом, определяемым уставом нового субъекта в соответствии с законодательством РФ?". Можно выдохнуть. Романов полагает, что слова о том, что УОБАО будет являться административно-территориальной единицей, оставлять нельзя, так как самого УОБАО не будет. А это предложение вроде как его оставляет, что потом и может вызвать проблемы. Но другие депутаты никакой опасности тут не увидели и проголосовали за изначально предлагаемый вариант. Так что вопрос готов. Виктор Игнатенко заявил, что готов отдать свой аттестат профессора и диплом доктора юридических наук, если в суде появится хотя бы одна правовая претензия по этому вопросу.