Сезария Эвора не увидела Байкал

Босоногая дива провела в Иркутске чуть больше суток

"Это настоящая мегазвезда, и она будет петь в Иркутске" — так громко рекламировали Сезарию Эвору, и это была одна из немногих правдивых рекламных кампаний. Это действительно звезда громадной величины, причем не из тех, что едва мерцают на музыкальном небосклоне, полузабытые и еле хрипящие. Сезария Эвора неизменно собирает аншлаги на своих концертах — она к этому давно привыкла. Так было и в Иркутске: несмотря на довольно высокую стоимость билетов (до 5 тысяч рублей), зал был полон.

Райский климат Островов Зеленого Мыса (ныне Республика Кабо-Верде), мягкий плеск волн Атлантического океана, ласковые теплые ветры — всем этим повеяло от Сезарии Эворы еще на пресс-конференции, где собрались представители всех ведущих СМИ. Другой мир, иной образ жизни — эта женщина действительно словно с какой-то неизвестной планеты. Она потрясающе естественна, у нее сильная харизма, она грациозна и обаятельна, жизнелюбива и самодостаточна: "Мужья? У меня двое детей — разве этого мало? Для меня замужество — не синоним счастья, я прекрасно себя чувствую без всяких мужей".

В августе ей исполнилось 64 года, но она не считает, как большинство людей этого возраста, что все лучшее уже в прошлом: "Пока человек жив, он может что-то делать, творить, заниматься чем-то интересным. А это и есть счастье". Ей 64, и она ни в чем себе не отказывает: "Я очень любила коньяк, но с 15 декабря 1994 года не пью вообще. Хотя в моем контракте есть такой пункт — хороший коньяк в гримерке перед выступлением. Обычно я отдаю его своим музыкантам". И кто сказал, что курение вредно для голосовых связок? "Да, я курю, и курю давно, но только сигареты, а не травку. Так я ухаживаю за своим голосом".

Ей 64, и она выступает босиком, и даже в Сибири, где сейчас проходит гастрольный тур великой певицы, она пела на сцене Дворца спорта босиком. С одной стороны, это знак солидарности со своим народом, живущим в бедности ("Когда Острова Зеленого Мыса были португальской колонией, мы жили хорошо, сейчас мы стали самостоятельным государством и живем плохо"), с другой — Сезария Эвора не привыкла ходить в обуви и не любит ее. Какая, к черту, обувь, когда ноги привыкли к мягкому, как мука, песку?

Сезария Эвора начала свою карьеру поздно, в 47 лет. В это время ее обычно уже заканчивают. Она долгое время пела в родном Кабо-Верде (первые деньги заработала в одном из баров родного города Минделу), потом уехала в Париж, откуда и началось ее странствование по миру. С тех пор все свои туры она начинает в Париже и там же заканчивает. Ее голос и манера петь, ее репертуар приносят ей немалые деньги, она исправно платит налоги (они составляют чуть ли не значительную часть казны республики), а основную часть гонораров тратит на семью. Ее настоящий дом не в Америке и не в Европе, а в родном Кабо-Верде, где живут ее дочь, сын и внуки.

Она мировая знаменитость, но с немногими из звезд музыкальной тусовки знакома лично. Немножко общается с Джанет Джексон; Мадонна недавно приглашала ее на свой день рождения, но Сезария из-за гастролей не смогла посетить поп-звезду, живущую со своим семейством в Англии. Их знакомство состоялось на одном из закрытых концертов в Великобритании. С тех пор при каждой встрече звезды целуются, обнимаются и чувствуют себя очень комфортно в компании друг друга.

Даже в обыденной жизни Сезария Эвора не такая, как другие женщины, — она обожает готовить и убираться! А также принимать гостей, которые часто приезжают в ее дом на Кабо-Верде из других стран. Она не очень любит отмечать дни рождения, потому что на них обычно приходят, чтобы закусить и выпить. "А у нас всегда есть чем перекусить и что выпить, так что праздник у нас каждый день".

А у иркутян — настоящих меломанов — такого праздника больше может и не быть. Когда еще на сценической площадке нашего города прозвучат бразильская самба, испанские и мексиканские песни, кубинские сон и болеро в исполнении великолепной, неподражаемой, чудной Сезарии Эворы? Впрочем, она обещала вернуться — чтобы увидеть Байкал.