Бухгалтер сдала киллерам директора своей фирмы

Наводчицу задержали в Москве спустя 3,5 года

Как уже сообщалось в нашей газете, 11 марта 2002 года в Иркутске был убит один из руководителей ООО "Пивное дело" Габиль Фаталиев, его коллега по фирме получил тяжелые ранения и выжил только чудом. Нападение было совершено с целью хищения более миллиона рублей, которые перевозили потерпевшие. На след преступников правоохранительные органы навел старший брат погибшего. Директор "Пивного дела" заподозрил в предательстве собственного бухгалтера Анастасию Прокопенко, которая исчезла из Иркутска вскоре после похорон Габиля. Те, кто присутствовал на прощании с погибшим, припомнили, как рыдала над гробом Прокопенко. Тогда многим это показалось странным, ведь все знали, что у бухгалтера с шефом были сугубо деловые отношения. Но позднее им станет понятно: слезы этой женщины ничего не стоят.

Преступный сговор или узы любви?

Забегая вперед, обозначим непосредственных исполнителей дерзкого преступления — двух граждан Армении, Овика Саргсяна и Карена Геворкяна. Согласно оперативным данным областного УБОП, в Иркутск они приехали в 2001 году из Подмосковья. Здесь они попытались заниматься лесом, однако соответствующими связями не обладали, в этот бизнес их просто не пустили. Между тем красивую жизнь кавказцы любили, и деньги на это добывали случайными приработками — скорее всего, преступлениями.

Как Геворкян и Саргсян сошлись со своей будущей подельницей Анастасией Прокопенко, известно доподлинно: познакомились на дискотеке в ночном клубе "Стратосфера". И ничего удивительного в этом нет — двум армянам не могла не понравиться светловолосая украинка. Вопрос в другом: чем привлекли внимание девушки Костя и Олег (так ей представились мужчины)? Как бы то ни было, Анастасия прекрасно вписалась в компанию двух криминально активных кавказцев.

— Что тут сказать — ушлая девчонка, — комментирует оперативник УБОП. — Настя приехала в Иркутск из Комсомольска-на-Амуре, где, по оперативным данным, тесно контактировала с криминальным миром. В общем, она имела те же жизненные интересы, что и ее новые знакомые: страсть к легкой наживе. Должность финансового директора (иначе говоря — бухгалтера) в фирме "Пивное дело" материального удовольствия Прокопенко не приносила. Думаю, она давно вынашивала план ограбления собственной конторы, и, если бы ей не подвернулись Геворкян и Саргсян, она нашла бы себе других подельников.

И все-таки налет романтичности в этой истории присутствует. После знакомства Овик и Настя стали часто встречаться, а потом и жить вместе. Вскоре Карен Геворкян выписал из Чебоксар свою сожительницу Айшат Хабибову, и две "семьи" стали дружить домами. И лишь одной Айшат было невдомек, на чем все-таки основана дружба Овика, Карена и русской девчонки. Да и была ли эта дружба на самом деле? В юридическом понимании троица представляла собой классическую группу лиц по предварительному сговору.

Свидетелей решено было не оставлять

— Уже в первые дни знакомства Прокопенко сообщила будущим разбойникам, что работает в фирме, которая осуществляет крупные поставки пива, — рассказывает сотрудник отделения по борьбе с этническими преступными формированиями УБОП. — Как бухгалтер, она была прекрасно осведомлена о прибылях организации, охране (а точнее, ее отсутствии) и порядке перевозки денег.

Почти полгода шла подготовка к нападению. Узнав от Прокопенко, что выручку иногда отвозят на квартиру одного из директоров фирмы, Габиля Фаталиева, преступники окончательно определились с местом совершения преступления: двор дома номер 150 по улице Севастопольской. В марте 2002 года информатор сообщила подельникам, что руководство фирмы в скором времени собирается заключить договор со службой инкассации, охоту на миллион наметили уже на ближайший послепраздничный сбор выручки — на 11 марта.

Из обвинительного заключения:

"Около 21 часа Саргсян и Геворкян на автомобиле ВАЗ-2110 подъехали к дому N 150 по улице Севастопольской, где стали ожидать прибытия работников ООО "Пивное дело". У Саргсяна был пистолет неустановленного образца, снаряженный восемью патронами калибра 9 мм. В 21 час 56 минут на сотовый телефон Саргсяну позвонила Прокопенко и сообщила, что двое сотрудников фирмы с деньгами выехали из офиса. Около 22 часов 10 минут они подъехали к третьему подъезду дома на автомашине "Тойота-Чайзер", вышли из машины и направились к дому, один из потерпевших нес сумку и пакет, в которых находились деньги..."

Разбойники шли наперерез своим жертвам. Саргсян начал стрелять сходу: один раз в мужчину, который нес сумки, и трижды — в Габиля Фаталиева. Директор упал, а его раненый коллега в шоковом состоянии пошел на преступников, но Геворкян повалил его на землю, Саргсян еще три раза выстрелил в него, а затем — в лежащего Фаталиева. Орудовавшие без масок преступники заранее договорились не оставлять свидетелей. Откуда им было знать, что одному из пострадавших посчастливится выжить?

Раскрыть преступление помог брат погибшего

Раскрыть это преступление по горячим следам не удалось. Очевидцы давали весьма общие приметы нападавших, а коллеги потерпевших на тот момент никакими подозрениями не располагали (траур был во всей фирме, изображала искреннюю скорбь и финансовый директор Анастасия Прокопенко). Как потом было установлено, Геворкян и Саргсян покинули Иркутск через два дня после преступления.

Но спустя три месяца в областное УБОП пришел старший брат погибшего Габиля Фаталиева Шамиль. Директор ООО "Пивное дело" в безапелляционной форме заявил, что к преступлению причастна бухгалтер Анастасия Прокопенко. Оперативники запросили распечатку всех телефонных звонков из офиса фирмы накануне нападения. Так было установлено, что Прокопенко звонила кому-то на сотовый телефон.

— Как позднее выяснилось, этот номер был оформлен на вымышленное имя. Мы решили допросить Прокопенко, — говорит сотрудник УБОП. — К этому моменту она уже уволилась из организации, найти ее нам удалось только в сентябре.

Настя заговорила на допросе. Впрочем, совсем голову девушка не потеряла. Наматывая слезы на кулаки, Прокопенко призналась, что действительно какое-то время общалась с двумя армянами Олегом и Костей, которым случайно проболталась о делах фирмы. Назвать фамилии и явочные адреса этих армян она якобы затруднялась. Естественно, поверили ей не до конца, но одни подозрения к делу не пришьешь, а показания полиграфа, которые изобличали подозреваемую во лжи, юридической силы не имеют. Суд отпустил Прокопенко на подписку о невыезде. Этим шансом наводчица пренебрегать не стала — больше трех лет она находилась в розыске, последний год — в международном.

Установить одного из преступников удалось по фотографии сентиментального собачника /м.заг.

Это неперспективное уголовное дело было поручено следователю Андрею Клинову сразу после его перевода из Усольской прокуратуры в отдел по расследованию особо важных дел прокуратуры Иркутской области. Постепенно клубок стал разматываться. Первым делом был установлен адрес, по которому снимала квартиру Анастасия Прокопенко, запросили распечатку всех ее звонков с домашнего телефона. Среди прочих высветился и телефон квартиры, которую снимал Карен Геворкян.

— Собственно, то, что арендатором жилья являлся именно Геворкян, нам не было известно, — рассказывает Андрей Николаевич. — Как потом выяснилось, Карен воспользовался документами знакомого, когда заключал договор аренды. Зато хозяйка квартиры сказала, что нерусский квартирант и его жена держали дома молодого ротвейлера. Мы запросили распечатку всех звонков с этого адреса и вышли на бывшего владельца щенка (Карен и Айшат часто звонили собачнику и спрашивали, как ухаживать за питомцем). Мужчина был допрошен, вспомнить имя и фамилию покупателя он не смог, зато дал его фотографию (по традиции он снимал на память всех своих щенков с новыми владельцами).

Выжившему при нападении работнику "Пивной компании" показали эту фотографию, преступник был опознан. Позднее было установлено, что на фотографии запечатлены Карен Геворкян и его сожительница Айшат Хабибова.

Убийца был уверен, что его уже не найдут

Первым в расставленные сети угодил Овик Саргсян, он объявился в Чебоксарах, где трудился автослесарем в частной мастерской. Его задержали в августе 2004 года. Под весом неопровержимых улик Саргсян практически полностью признал свою вину, единственное — он не соглашался с тем, что убил одного человека и покалечил другого преднамеренно. Овик также сообщил, что, разделив добычу в Москве (ему, как непосредственному убийце, досталось 800 000, Геворкяну — 400 000, а Прокопенко еще в Иркутске получила свои 100 000 рублей), они с Кареном разбежались в разные стороны и больше не встречались, не виделся он и с Анастасией.

В декабре 2004 года уголовное дело было передано в Иркутский областной суд, и уже 8 февраля 2005-го Овика Саргсяна приговорили к двадцати годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Подсудимый подал на апелляцию, но Верховный суд оставил приговор без изменения. Все доказательства, которые фигурировали в деле Геворкяна, получили статус неопровержимых. Технически Анастасия Прокопенко и Карен Геворкян были осуждены заочно, оставалось только представить обвиняемых суду. В конце этого года на скамью подсудимых сядет Анастасия Прокопенко, на прошлой неделе ее этапировали в Иркутск.

Построить счастье на несчастье не получилось

Согласно оперативным данным, пособник совершенного преступления Анастасия Прокопенко должна была находиться в Москве. Осенью этого года информация подтвердилась, в столицу выехали оперативник УБОП и следователь прокуратуры.

— Прокопенко устроилась бухгалтером в солидную фирму, специалист она все-таки хороший, этого у нее не отнять, — рассказывает Андрей Клинов. — Работа оказалась хорошо оплачиваемой — около тысячи долларов в месяц. На допросах Анастасия сообщает, что получила от подельников 50 тысяч рублей. Получается, эти же деньги она могла честно заработать всего за два месяца на новом месте... В Москве мы пробыли три дня. Удостоверились в том, что москвичка Анастасия Прокопенко именно та женщина, которую мы разыскивали, а также устанавливали круг ее знакомых. В этом нам очень помогли оперативники ГУБОП Москвы.

Задерживали Анастасию Прокопенко прямо на рабочем месте.

— Конечно, у нее был шок, — продолжает следователь прокуратуры. — За три с половиной года жизнь у нее явно наладилась: Анастасия получила хорошую работу, вышла замуж за армянина, сейчас ждет от него ребенка, а тут перспектива ехать обратно в Сибирь и сесть за решетку... Сейчас она дает в целом правдивые показания, правда заметно умаляет свою роль в совершенном преступлении. Она также не может толком объяснить, как она смогла получить прописку в Московской области, находясь в международном розыске. Говорит, что на общих основаниях, но здесь явно усматривается должностное преступление со стороны сотрудников ПВС. Будем разбираться.

Пока Прокопенко предъявлено обвинение в пособничестве убийству, совершенному группой лиц по предварительному сговору из корыстных побуждений. До суда Анастасию поместили в следственный изолятор. Розыск третьего участника преступления — Карена Геворкяна — продолжается.