Общественность навострила уши

И впервые сказала все, что думает о бюджете области

Этот день был по-своему ярок. Вчера в первый раз за время существования областного бюджета в Иркутске состоялись депутатские слушания по проекту закона области о бюджете на 2006 год. Были приглашены также мэры территорий и представители общественности, которые получили возможность узнать заранее, как будут делить деньги в следующем году, высказать свои замечания и предложения в адрес главного финансового документа. Таким образом, областной парламент совершил первый подход к рассмотрению бюджета. Второй будет через неделю — на 26 октября назначена сессия Законодательного собрания.

Состояние тяжелое, но стабильное

Такого ажиотажа, похоже, не ожидали даже сами организаторы слушаний. В зал заседаний на пятом этаже "серого дома" не вошло человек 60. Сидячих мест не хватало, люди стояли в проходе. Честно говоря, у многих были опасения, что вопрос заболтают. Бюджет — дело весьма прагматичное: доходы, расходы, сухие цифры; а представители общественности часто живут эмоциями. Однако вице-спикер ЗС Геннадий Истомин (он же председатель комитета по бюджету) уверен, что все это затеяно не зря, тем более что такая процедура предусмотрена законом.

— Мы надеемся услышать от общественных организаций предложения по доходной и расходной частям бюджета, услышать, насколько правильно мы выбираем приоритеты. Мы проанализируем все выступления, и, если в них есть рациональное зерно, они будут приняты.

Докладывали о том, что представляет собой областной бюджет, замы начальника Главного финуправления Александр Руснак и Раиса Распутина. Как и в этом году, в 2006-м расходов у нас будет больше, чем доходов, почти на 3 миллиарда рублей. В принципе, как заметил Александр Руснак, этот дефицит вписывается в разрешенные законом 10% от суммы доходов. Однако с экономикой у нас не все ладно, о чем говорит и неуклонный рост областного государственного долга: если в начале этого года он составлял 3 миллиарда 92 миллиона рублей, то к концу следующего будет уже 7 миллиардов 826 миллионов. Отвечая на вопрос депутата Юрия Фалейчика, чем будут прирастать областные доходы (а именно их рост назвал в числе приоритетов новый губернатор области), Руснак главным источником назвал работу с федеральным центром. Если перевести с чиновничьего на обычный русский — будем более убедительно просить деньги в Москве. Далее идут повышение качества налогового регистрирования (более рьяная работа налоговых инспекций) и реализация крупных проектов в лесном и нефтегазовом секторе (продажа леса и освоение Ковыкты). Муниципалитетам рекомендуется обратить внимание на земельный налог как один из основных источников денег.

В ходе обсуждения всплыл вопрос о тарифах на тепло. Региональная энергетическая комиссия (РЭК) должна утвердить их до принятия бюджета, но пока решения нет, и в бюджет заложили повышение на 11—12%, по предварительным прогнозам РЭК.

А тратим как?

Общественность все это выслушала, а потом высказала свои соображения на предмет, как надо деньги считать.

Светлана Уралова, зампредседателя Союза женщин "Ангара", внесла предложение создать общественный экспертный совет, который работал бы с бюджетом на всех стадиях его подготовки и рассмотрения. Геннадий Истомин считает эту идею интересной.

Татьяна Сорокина, замдекана финансово-экономического факультета университета экономики и права, заметила, что у нас нет никакой оценки эффективности распределения бюджетных расходов, хотя, в принципе, такие инструменты существуют уже в соседних регионах. Она также обратила внимание на то, что хоть и незначительный, но рост экономики у нас есть, а возможностей для развития нет. Бюджетная обеспеченность низкая. Отсюда и вопрос: правильно ли мы тратим деньги?

Об эффективности расходов говорила и Марина Рихванова, сопредседатель "Байкальской экологической волны":

— В этом бюджете мы боремся со следствиями или пытаемся не допустить развития каких-то негативных ситуаций? Есть ли у него ясность целей? По-моему, многие целевые программы формировались в совершенно других условиях. И сегодня есть необходимость пересмотреть их, чтобы сделать более эффективными.

Александр Василенко, вице-президент Некоммерческого партнерства промышленников и предпринимателей, и Анатолий Стерхов, вице-президент Торгово-промышленной палаты, предложили уделить внимание поддержке малого и среднего бизнеса, так как крупный "уже не наш".

Вячеслав Дормидонов, и. о. председателя областной Контрольно-счетной палаты, анализ бюджета начал почти за здравие, назвав работу ГФУ профессиональной и добротной. Но все остальное его выступление было уже "за упокой". По оценкам КСП, к официально объявленному дефициту нужно приплюсовать неучтенное в законопроекте повышение зарплат, инфляцию, несбалансированность муниципальных бюджетов и т. д. Набегает почти 10 миллиардов. А ответа на вопрос, где их взять, нет. При этом, естественно, денег на все не хватает.

"Мы говорим о финансировании многих учреждений, но не задаем вопрос, почему мы вообще их финансируем из областного бюджета, — негодовал Вячеслав Васильевич.
— Без сокращения расходов мы проблемы не решим". Потом он пояснил, что КСП уже лет восемь твердит о том, что на поддержку существования многих госучреждений, владеющих недвижимостью, бюджет тратит миллионы рублей, а отдачу получает минимальную. Так может эффективнее эту недвижимость продать по рыночной цене?

В итоге Вячеслав Дормидонов, как аудитор КСП, высказал свое мнение, подчеркнув, что это мнение разделяют многие его коллеги: "Бюджет в таком виде принимать нельзя. Нельзя, пока мы не решим принципиальные вопросы". На этой оптимистичной ноте можно, пожалуй, и закончить.

Сегодня в ЗС состоится заседание комитета по бюджету, на котором депутаты должны определиться, какое же решение они будут рекомендовать своим коллегам на предстоящей сессии: принимать бюджет в первом чтении или не принимать.