Бизнес на хромую ногу

Иркутянин пытался разбогатеть на собственной конечности

Страхование — один из признаков цивилизованного общества. Доверие людей к страховым компаниям, стремление страховать свое здоровье и имущество, забота о будущем детей, о стабильности своего бизнеса говорят об успешной экономической ситуации в стране. Однако одновременно с развитием страховой отрасли появляются и неприятные побочные эффекты. Находятся предприимчивые граждане, которые воспринимают страховку не как способ компенсации возможных потерь, а как средство наживы. Недавно в Куйбышевском суде Иркутска завершилось разбирательство по делу об иске к страховой компании с требованием выплаты двух миллионов рублей.

— Чаще всего мы сталкиваемся с попытками мошенничества, связанного с автогражданкой — рассказывает Светлана Кошкарева, начальник юридического отдела Управления компании Росгосстрах по Иркутской области. — Юристы компании совместно со службой безопасности постоянно выводят на чистую воду желающих нажиться на автостраховании. Но этот случай далеко не рядовой — во-первых, он имеет отношение к совсем другой сфере страхования; во-вторых, в нем фигурировали огромные денежные суммы.

А произошло вот что. В июле прошлого года некий иркутянин, имеющий высшее медицинское образование, застраховался от несчастных случаев. При заполнении анкеты он указал, что травм, болезней опорно-двигательного аппарата у него нет. А за два месяца до окончания действия страховки он обратился с заявлением о выплате. Как объяснил мужчина, во время памятного всем иркутянам урагана, пронесшегося через наш город прошлым летом, он получил травму голени.

Нужно пояснить, что в таком деле, как страхование, достоверность фактов имеет первостепенное значение. В договорах зачастую фигурируют немалые суммы, и по каждому страховому событию проходит соответствующая проверка, которая занимает, как правило, две-три недели. В течение этого срока страховая компания обратилась в медицинское учреждение, где наблюдался мужчина, с просьбой предоставить документы, подтверждающие получение травмы. Вот тут-то и выяснилось, что листок нетрудоспособности был выдан страхователю еще в марте 2004 года — почти за три месяца до заключения договора страхования. Таким образом, на момент заключения договора травма у него уже была. Открылся еще один любопытный факт: исчезла медицинская карта пациента... Учитывая все эти обстоятельства, компания-страховщик отказала иркутянину в страховом возмещении.

Тем не менее он решил отстаивать свои права в суде и подал исковое заявление на сумму 2 миллиона рублей, из которых требовал 1 миллион рублей в качестве страхового обеспечения и еще миллион за моральный вред. Юристами Росгосстраха был предъявлен встречный иск о признании договора страхования недействительным в связи с сообщением страхователем при заключении договора заведомо ложных сведений. Истец тут же отказался от своих претензий на два миллиона.

— Разбирательство дела в суде заняло более двух месяцев, — рассказывает Светлана Кошкарева. — Но мы потратили их, чтобы доказать свою правоту. Наша задача — обезопасить себя от столкновения с такими людьми в дальнейшем. Мы не имеем права терять из-за мошенников деньги, предназначенные в первую очередь на выплаты нашим клиентам, подавляющее большинство которых люди честные и добропорядочные.