Ведите ребенка к логопеду как можно раньше

На развитие речи ребенка нужно обращать внимание с момента детского лепета

Лепет и первые слова ребенка... Первые фразы и слова-перевыртыши. Это так умиляет! Но через какое-то время неправильные звуки в речи малыша начинают беспокоить родителей. "Вот соседский Митя так по-взрослому говорит, а наш..." Как правило, такие проблемы родители стараются решить до школы, чтобы ребенок пошел в коллектив с хорошей речью и не был объектом насмешек одноклассников.

Считается, что неправильное произнесение звуков допустимо до 4,5 года, пока идет формирование звукового строя речи. К 5 годам обычно эти проблемы проходят самостоятельно. В принципе, не беда, если у ребенка небольшие "классические" возрастные проблемы со звуками. И если его не готовят к профессиональной карьере диктора телевидения, то речь не станет для него в будущем главной проблемой в жизни. Надо только обязательно уточнить, не вызвано ли это неврологическими проблемами. Если неправильная речь обусловлена ими, то не избежать школьных проблем, будут трудности с письмом и чтением. Здесь обязательно нужна квалифицированная помощь логопеда.

Проблемы речи, которые должны насторожить родителей

Исправить ошибки звукопроизношения можно, как правило, детям до 14 лет. После этого возраста дефекты устранить практически невозможно. Существуют некоторые проблемы детской речи, которые должны насторожить родителей и стать поводом для обязательного посещения логопеда.

Логопед не только ставит ребенку правильное произношение звуков, но и смотрит общее развитие ребенка, его словарный запас, проверяет зрительную и слуховую память, умение видоизменять слова и строить предложения. Плохо запоминает новые слова, стихи — это тоже повод для обращения к логопеду.

О проблемах, связанных с речью детей, рассказывает логопед Жанна Райгородская: "За речь отвечают центры, которые расположены в головном мозге. Каждый центр отвечает за свою специализацию — уже это говорит о сложном механизме формировании речи. Центр Вернике отвечает за слуховой контроль. Центр парадигматики — за логический смысл. Если поврежден этот центр, ребенок не понимает логических взаимосвязей. Задача "Маша старше Оли. Оля младше Вали. Кто самый младший?" для такого ребенка сложна.

Центр Брока связан с мелкой моторикой, а ведь именно пальцевая моторика крайне важна для развития речи. Хочется обратить внимание родителей на то, что не надо переучивать левшей, — это может вызвать заикание. Для развития моторики надо давать детям игрушки соответственно их возрасту. Можно собирать пирамидки, кубики; более старшим — конструкторы; играть в такие игры с ребенком, где он должен, например, в коробке с сухим горохом на ощупь найти мелкие игрушки, такие как из киндер-сюрприза, и попытаться на ощупь понять, какие это фигурки.

Специалисты предлагают и другие игровые методики. Например, для развития зрительного восприятия ребенка надо попросить в точности по памяти нарисовать картинку, которую вы ему нарисовали. Пусть она будет простенькой (схематичный дом, дым из трубы), но в ней должны быть детали (занавески на одном окне, справа елочки, слева цветочки). Акцентируйте внимание на деталях.

Для тренировки слуховой памяти пусть малыш с закрытыми глазами угадывает шум — вот проехала машина, хлопнула дверь, полилась вода. Придумывать такие игры для ребенка несложно. Надо помочь ребенку научиться связывать речь с действием.

Разговаривайте с ними всегда

С самого раннего возраста ребенка с ним надо много разговаривать, постепенно, с его взрослением, показывать предметы и называть их, потом обсуждать действия, которые с предметом происходят. Для того чтобы ребенок говорил, он должен находиться в окружении, где с ним много разговаривают, и постоянно слышать речь.

Существует золотое правило: в интеллигентных семьях дети начинают сразу говорить правильно. Если ребенок с детства привык к так называемой дикой речи, то переучить его крайне сложно, школьные педагоги по опыту знают, что практически невозможно, тем более что часто это еще связано и с семейными проблемами.

Формирование речи происходит в несколько этапов: вначале гуление, совершенно бессмысленное, потом лепет, когда ребенок пытается повторить звуки взрослых. Именно с этого этапа надо обращать внимание на развитие речи. Если ребенок не гулит, ему надо обязательно проверить слух. Возможно, он не слышит звуки, которым мог бы подражать.

Родителям надо обратить внимание на речь ребенка. Если вдруг обнаружится хоть один из перечисленных дефектов, следует обратиться к помощи квалифицированного специалиста, а не ждать чудес. Время это не излечит, а только может усугубить ситуацию.

До трех лет допустимо глотать слоги

Если ребенок проглатывает или, наоборот, добавляет слоги, то до 2,5—3 лет это допустимо. Примерно к 2,5 года формируется слоговая структура, ребенок начинает различать ритм слова. Гласные — это основа слова, его ритм. Дети могут опускать или добавлять согласные, но никак не гласные. Поэтому надо следить, чтобы в правильном и детском слове обязательно совпадало количество слогов. Например, слово "кашка" в детских устах может звучать как "касса", но никак не "каш" и "кашака" — слогов должно быть непременно два.

Следует обратить внимание, если ребенок старше 3,5 года говорит вяло, невнятно, как бы прожевывая слова. Такую патологию специалист устраняет у ребенка с помощью специальных упражнений.

Если у ребенка гнусавость, то необходимо пройти консультацию лор-врача. Проверить прононс можно и в домашних условиях: надо приставить зеркальце к носу ребенка и попросите его что-нибудь сказать. Если зеркальце сильно запотеет — значит, струя воздуха идет через нос, а наша речь предполагает ротовое дыхание при произнесении всех звуков, кроме "м" и "н".

В 3—4 года дети задают множество вопросов. Если ребенку практически ничто не интересно и, задавая изредка вопросы, он моментально забывает ответы, мало любознателен, то это тоже повод для консультации с логопедом. За всеми этими, с первого взгляда незначительными, чертами поведения часто кроются неврологические проблемы, которые и обуславливают речевую патологию. Иногда это связано с осложненной беременностью матери, нарушениями внутриутробного развития, бытовой или педагогической запущенностью.

К 5 годам ребенок должен согласовывать слова в роде и числе, к 6 годам — в падеже. Ребенок должен уметь видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами. Перед школой ребенок должен четко знать, где "право" и "лево", различать время — вчера и завтра, т. е. иметь правильное зрительное и временное восприятие. Эгоцентрическая речь ребенка, когда он проговаривает все, что сейчас делает (например: "Я сейчас возьму зеленый карандаш и разрисую травку"), может сохраняться вплоть до школы.

К 6 годам у ребенка должен быть достаточно богатый словарный запас. Он должен уметь перечислять предметы одного вида — например, одежду, посуду, животных. Кроме распространенных слов, которые он и его окружение часто используют в речи, ребенок должен иметь представление о том, что обозначают некоторые редко употребляющиеся слова (например дуршлаг, сарафан). Знание подобных слов приходит с чтением ребенку сказок, детских книг. Найдите время для того, чтобы это делать регулярно.

Часто встречаются такие проблемы с речью, как заикание. У маленького ребенка заикание может появиться после сильного испуга — например, вследствие громкого резкого звука. Если родители заставляют ребенка следить за собой, не заикаться, то, как правило, это помогает, но ненадолго. Лечение должно проводиться логопедом. Существуют и более тяжелые формы заикания — неврозоподобные. Дети с этой патологией, безусловно, должны наблюдаться у специалистов.

Под наблюдением профессионала

В Иркутске существуют специальные речевые садики, в частности в Свердловском районе, где с детьми занимаются высококвалифицированные специалисты. Для более старших детей есть специализированные школы. В Ленинском районе в общеобразовательной школе N 68 принимают на обучение проблемных детей, в т. ч. с задержкой речевого и психического развития. Эти дети обучаются совместно со здоровыми детьми, но находятся под постоянным наблюдением профессиональных логопедов.

Не надо думать, что правильная речь у вашего ребенка сформируется сама по себе. Многое зависит именно от родителей. В период формирования и развития речи следует уделять своему ребенку максимум внимания, заниматься с ним. Следует знать о проблемах, с которыми можно столкнуться, чтобы при первых же тревожных симптомах обратиться к специалистам.