Ювелир-гравер — профессия редкая, но востребованная

По настоящему редкой можно назвать профессию ювелира-гравера. В былые времена она, как и профессия часовщика, считалась семейной: у каждого специалиста была своя мастерская, где он зарабатывал деньги для семьи. Со временем сын перенимал знания отца-гравера, и мастерская переходила к нему. Уже тогда не каждый мог похвастаться такой специальностью. В наше время профессиональные навыки вообще перестали передаваться по наследству, поэтому профессия должна бы стать доступной для желающих: получай себе необходимые знания на курсах и открывай свою мастерскую. Да только на деле все не всегда так просто. В Иркутске, например, вообще нет курсов, обучающих на ювелира-гравера, поэтому и специалистов хороших у нас можно пересчитать по пальцам.

Взлеты и падения

Ювелиры-граверы в нашем городе очень востребованы. Они занимаются не только мелким ремонтом ювелирных изделий и бижутерии, но, в отличие от обычных ювелиров, занимаются гравировкой на подарках и ювелирных изделиях, что в последнее время стало очень модным. Такой большой спрос на услуги да плюс к нему низкая конкуренция — для открытия своего дела самая благоприятная почва.

В начале девяностых, как рассказывает ювелир-гравер Андрей Рафиков, люди ездили в Турцию и покупали там дешевое золото. Вот тогда специалистам редкой профессии приходилось сидеть без работы: для людей было лучше приобрести какое-нибудь новое изделие, чем отдавать в ремонт старое. Зато в последние годы, когда цены на золото на мировом рынке стали высокими, клиентов стало достаточно много. В это время Андрей и решил вернуться к прежнему мастерству.

Получил он свою профессию еще в 80-м году в Ярославской школе редких профессий и вернулся работать обратно в Иркутск.

— В Иркутске тогда были только курсы ювелиров, а мне хотелось получить специальность именно ювелира-гравера, — говорит Андрей Рафиков. — Учились в этой школе кроме меня еще два человека из Иркутска, но работаю сейчас только я один. Учился я один год, изучал разные дисциплины: и спецтехнологию, и материаловедение. Потом у меня началась практика — работал в Торговом комплексе. За время практики я научился очень многому. К тому же было у кого учиться.

Потом какое-то время Андрей работал в Рембыттехнике — занимался мелким ремонтом; а когда в начале девяностых необходимость в услугах ювелира-гравера уменьшилась, он решил оставить это дело. И только с 2002 года снова вернулся к своей профессии — открыл мастерскую на первом этаже в Доме быта.

Гравировка для Тишанина и Говорина

Если кто-то усомнится в необходимости таких услуг в наши дни, посчитает, что времена их канули в Лету вместе с маркизами и графами, носившими подвески и именные печатки, то он наверняка ошибется. В Иркутске к услугам ювелиров-граверов прибегают все, даже бабушки, приносящие в ремонт свои сломанные бусы.

Дорогая бижутерия и разнообразные заколки со стразами, которые популярны среди иркутянок, тоже неплохой хлеб для опытного ювелира-гравера — клиентки идут толпами.

— Приходится ремонтировать и обувь, и кошельки со стразами, — рассказывает Андрей Рафиков. — Клиенты просто не знают, куда обратиться с такой проблемой. А я уже освоил и такой ремонт.

Но все эти услуги может оказать и обычный специалист-ювелир, а вот главное дело ювелира-гравера
— это все-таки гравировка, то есть резьба по металлу. Сделать какую-нибудь надпись на обручальном кольце, инициалы на печатке или поздравление на подарке — хороший ювелир-гравер справится с этим за несколько минут. А у иркутян такая услуга пользуется особой популярностью. Недавно Андрей в своей мастерской делал гравировку на больших подарочных часах для Александра Тишанина — его поздравляли коллеги с новой должностью. В этот же день граверу пришлось потрудиться и над надписью для другой, не менее известной личности в городе — Бориса Говорина. Это тоже был подарок от коллег.

Приходилось Андрею Рафикову вырезать имена, фамилии и группу крови на специальных металлических жетонах для тех, чьи профессии связаны с риском, — для военных и милиционеров. Очень часто приносят к граверам пистолеты, мечи и сабли, чтобы украсить их гравировкой. Сейчас большое распространение получила и гравировка на пластмассе, в частности на сотовых телефонах.

Свое дело можно начать с мелкого ремонта.

Заниматься мелким ремонтом ювелирных изделий, как считают профессионалы, можно и без специального образования. Главное, чтобы были голова и руки. А еще, если вам не посчастливилось окончить не только курсы ювелира-гравера, но даже просто ювелира, то получить первичные навыки можно и по специализированным книгам. Тонкости же мастерства познаются на практике. Самые главные инструменты в мастерской такого специалиста — это горелка и бормашина.

— Если есть горелка, бормашина и пара щипцов, — говорит Андрей, — то, чтобы открыть свое дело, уложиться можно и в 700 долларов.

Вообще, со всеми необходимыми инструментами сейчас проблем не возникает. Раньше, инструменты приходилось изготавливать самому мастеру, сейчас их можно купить в Иркутске как в магазинах, так и через Интернет.

Бормашина предназначена для полировки и сверления металла. Стоит она примерно 200 долларов. Штихели, надфили, напильники, различные кусачки — это тоже не менее важные инструменты в работе. С помощью них обрабатывается поверхность и делается ручная гравировка.

Один из видов услуг ювелира-гравера — растягивание или сжимание кольца до нужного размера. Для этого в работе пригодится кульба, которая фиксирует кольцо, и специальное приспособление для изменения размера изделия.

Некоторые тонкости мастерства: советуют профессионалы

Очень часто мастерам приходится делать разорванные цепочки. О том, как проходит этот процесс, рассказывает Андрей Рафиков:

— Перед тем как приступить к пайке цепочки — соединению разорванных звеньев, — необходимо обезжирить цепочку в растворе флюса. Затем уже можно приступать к самому процессу пайки: стыкуем звенья, накладываем припой (кусочек металла, который будет соединять разрыв) и горелкой припаиваем его. После такой процедуры изделие может потемнеть, поэтому я отбеливаю его в кислоте. Вся эта процедура занимает несколько минут. Причем мои клиенты могут сами понаблюдать за процессом, так как работаю я в их присутствии.

Но не все подлежит ремонту. Например, изделия из турецкого золота. В этих цепочках звенья пустотелые, из-за этого ремонт и осложняется.

Кольца и цепочки ювелир-гравер не только может починить, но и почистить на специальной полировочной машине. Но даже в этом, на первый взгляд, казалось бы, простом, виде услуги есть свои тонкости. Например, как советуют профессионалы, не стоит чистить тоненькие цепочки на полировочной машине: скорее всего, они могут порваться, а это новые хлопоты. Такие изделия лучше всего чистить в нашатырном спирте: опускаешь на 10—15 минут, затем вытаскиваешь и чистишь его в теплой воде при помощи обычного средства для мытья посуды и зубной щетки.

Перед тем как приступить к гравировке, стоит сделать наброски надписи на бумаге. Есть в инициалах "трудные" буквы, например "ш" и "щ", из которых не так-то легко составить рисунок на печатке.

Процесс гравировки на пластмассе несколько отличается от гравировки на металле. На пластмассовой поверхности делается надпись, потом она заливается масляной краской и сверху посыпается бронзовой пудрой.

В работе ювелира-гравера есть, как и в любой другой профессии, свои минусы. В первую очередь, конечно же, для здоровья. Со временем у мастеров портится зрение. Поэтому при работе лучше всегда следить за освещением — оно должно быть ярким. С плохим же зрением работать достаточно трудно. Плохо влияют на организм алебастр и кислоты, с которыми приходится работать. Но если занимаешься своим делом, считает Андрей, то все это отходит на второй план:

— Когда любимые украшения или заколки возвращаются починенными к своим владелицам, это вызывает у них такую радость, что часть ее передается и мне.