Почему будут расти тарифы

Вероятно, иркутянам в скором времени придется не только задуматься об энергосбережении, но уже и начинать его практиковать, поскольку прогнозируемый правительством уровень инфляции в районе 10—11% так или иначе скажется на повышении энерготарифов. Министерство промышленности и энергетики РФ считает недопустимым, чтобы темп роста предельного уровня тарифов на электроэнергию был существенно ниже уровня инфляции, поэтому повышение произойдет именно по такому сценарию. К счастью, Иркутской области изменение предельных уровней тарифов уже не грозит, поскольку последние еще в августе были утверждены Федеральной службой по тарифам (ФСТ) и составили для населения минимум 37, максимум 40 копеек за 1 кВт/ч. Для окончательного утверждения тарифов по различным группам потребителей остается ждать решения региональной энергетической комиссии (РЭК), которое будет принято в ближайшее время.

Очевидно, что для потребителя в данной ситуации немаловажны принципы установления тарифов, то есть почему одна категория платит больше, а другая меньше. Начнем с того, что все потребители делятся по классам напряжения. Существует три уровня напряжения: высокое (крупные промышленные потребители), среднее и низкое (в основном население).В общем случае энергия от источников (ГЭС, ТЭЦ) сначала поступает в сети высокого напряжения, затем в сети среднего и лишь только после этого в сети низкого напряжения. Поэтому доставить электроэнергию населению выходит более затратно, нежели крупному промышленному потребителю. Если тариф на электроэнергию для различных групп потребителей рассчитать с учетом расходов, складывающихся на соответствующих уровнях напряжения, то получится, что разница между тарифами для промышленности и населения будет существенно больше той, которая сложилась в настоящий момент. А так как разница между тарифами для промышленности и населения сегодня не слишком большая, получается, что потребители высокого напряжения постоянно субсидируют потребителей низкого, что и называется перекрестным субсидированием.

Дисбаланс в стоимости электроэнергии для потребителей, накопившийся за последние годы, привел к тому, что объем перекрестного субсидирования измеряется не в миллионах, а в миллиардах рублей и сегодня составляет около 1,5 млрд рублей. Однако сразу же установить для всех потребителей экономически обоснованный тариф не представляется возможным, т.к. для одних тариф снизится, а для других существенно вырастет, поэтому тарифы пока устанавливаются в соответствии с привычной и действующей структурой потребителей. Но все же в ближайшие годы правительство намерено поэтапно ликвидировать субсидирование.

В свою очередь энергетики не стоят в стороне и не наблюдают, как правительство борется с "перекресткой", а делают все возможное, чтобы уровень тарифов на тепловую и электрическую энергию в ближайшем будущем не вызвал социальной напряженности. Так, планируется строительство тепловых магистралей, одна из которых уже построена в Свердловском районе и будет введена в эксплуатацию в ближайшие дни. Ввод тепломагистрали от Ново-Иркутской ТЭЦ до котельной в Свердловском районе позволит отказаться от эксплуатации котельных с высокой себестоимостью производства тепла, отапливать Свердловский район, а также снизить воздействие на окружающую среду. В перспективе энергокомпания планирует проложить тепломагистраль по всему Правобережному округу, что позволит сократить расходы и соответственно удешевить электроэнергию.

Иркутская область считается стратегическим регионом, богатым всевозможными природными ресурсами, в котором бурно развивается крупное промышленное производство. При облегчении населению оплаты потребленного тепла и электроэнергии создается дополнительная нагрузка на тариф промышленности, что ведет к замедлению темпов роста развития металлургической, лесной, нефтехимической отраслей и соответственно к увеличению затрат на выпускаемую данными отраслями продукцию, что снижает конкурентоспособность предприятий и инвестиционную привлекательность региона в целом. Как известно, развитие производства ведет к пополнению местного и регионального бюджетов за счет налоговых отчислений, что является немаловажным аспектом. Таким образом, у бюджетных организаций появится возможность увеличения материальной поддержки, что, безусловно, позитивно отразится на социальной обстановке в регионе, поскольку большинство бюджетных учреждений — это школы, больницы, детские сады, напрямую зависящие от муниципального финансирования.

Можно сделать вывод, что процесс повышения тарифов неизбежен, так же как инфляция, которую невозможно предотвратить или заморозить. К тому же тарифы в Приангарье оставались неизменными уже на протяжении двух лет.

Резюмируя вышесказанное, замечу, что относительно энерготарифов на 2006 г. для жителей Иркутской области имеются более оптимистичные прогнозы, нежели для населения Бурятии, где стоимость электричества составит от 135 до 146 коп. за 1 кВт/ч — почти в 4 раза больше.