Отец украинского премьера бежал из Баяндая с чужим паспортом

Настоящая фамилия нового премьер-министра Украины Юрия Еханурова — Семенов

После того как президент Украины Виктор Ющенко отправил в отставку правительство во главе с Юлией Тимошенко, на пост премьера была предложена кандидатура губернатора Днепропетровской области Юрия Еханурова. 22 сентября Верховная рада утвердила Еханурова, и теперь правительство Украины возглавляет бурят, предки которого были родом из села Хатар-Хадай Баяндаевского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Родственники Юрия Еханурова живут в Хатар-Хадае

В Хатар-Хадае и сейчас живут родственники Юрия Еханурова. Только вот фамилия у них — Семеновы. Сергей Семенов, двоюродный племянник премьер-министра Украины, рассказал, что отец Юрия Еханурова родился в Хатар-Хадае и жил там под фамилией Семенов. Однако во время войны, когда действовал лозунг "Все для фронта, все для победы!", Иван Семенов расставаться с нажитым непосильным трудом добром не спешил, и, опасаясь репрессий, выехал в Якутию с чужим паспортом на фамилию Ехануров. Там он поселился в селе Белькачи, женился, а 23 августа 1948 года у Семенова-Еханурова родился сын Юрий, будущий премьер-министр.

В прошлом году Юрий Ехануров приезжал в Улан-Удэ, и его двоюродные братья из Баяндаевского района навещали там своего родственника. По словам Сергея Семенова, Юрий Иванович будто бы рассказывал, что перед смертью его отец признался, какую фамилию в действительности должен был носить его сын, и Юрий Ехануров выразил желание приехать в Хатар-Хадай, приобщиться к корням, посмотреть, где располагалось родовое поместье Семеновых под названием Адык — "болотная местность". Кроме того, поговаривают, что Ехануров решил восстановить историческую справедливость и изменить фамилию своего сына, чтобы тот стал Семеновым.

Тем не менее отношение Еханурова к Семеновым до конца неясно. В Хатар-Хадае рассказывают, что сначала в селе появились два брата — Боторой и Сергей Семеновы. От Ботороя пошли те Семеновы, которые и сейчас живут в Хадае и Баяндае, а вот у Сергея детей не было. Жители села предполагают, что отец Юрия Еханурова, Иван, являлся внебрачным ребенком.

Долина приезжих окутана легендами

Монголы и восточные буряты жителей Хатар-Хадая за бурят вообще не считают, потому что земли эти были освоены курумчинцами. По одной из версий, некто Хурумша в XVI веке жил в Джунгарии, местности, расположенной между Тянь-Шанем и Алтаем. Потом четверо его сыновей переселились в Восточную Сибирь, образовали улусы Хатар, Хадай, Хиней и другие и положили начало Хурумшинскому (или Курумчинскому) роду.

Согласно другой версии, слово "хурумша" означает "приезжий", и эти приезжие, человек 20, прибыли откуда-то с Западного Алтая и поселились вдоль реки Мурин в улусах Хадай, Хиней, Шохтай, Тааба, Тамара и других. Долина же, где расположились улусы, стала называться Курумчинской.

Курумчинцы входили в Ординскую инородческую управу, а в 1912 году управа была переименована в волость. По словам Елены Нахеевой, учительницы и краеведа Хатар-Хадайской средней школы, за несколько веков существования поселений вдоль реки Мурин не один улус исчез с лица земли, а рядом возникли новые.

Так, по словам Елены Михайловны, Хатар был основан позднее Хадая, и с его появлением связана одна из легенд курумчинской земли.

В улусе Тамара жила девушка по имени Катя, или, по-бурятски, Хати. У Хати не было мужа, но она забеременела. В те далекие времена женщины не имели права рожать детей без мужа, и Хати выгнали из деревни. Беременная девушка поселилась одна, вдалеке от Тамары. У нее родился ребенок, потом у него появились дети... Так и образовался Хатар, имя которому дала Хати.

Но не только Хатар начинался с одного человека — подобное происхождение имеет и расположенный недалеко от Хатар-Хадая Ныгей.

Само слово "ныгей" означает "один". А легенда появления Ныгея такова: приехал как-то в Курумчинскую долину киргиз и решил там остаться. Поселился один, и соседи-буряты назвали его место жительства Ныгей. До самой середины XX века ныгейцы вообще не общались с хатархадайцами, даже детей водили учиться в другие улусы, хотя школа Хатар-Хадая была гораздо ближе.

В Ныгее и сейчас живут потомки того самого киргиза, и все в этой деревне не так, как у соседей, — кухня и та другая: лепешки на кислом молоке делают и жарят на масле.

В Шохтае жила атаманша, любовница Колчака

20-е годы прошлого столетия круто изменили жизнь Курумчинской долины. В Хатар-Хадайском школьном музее имеется подобие летописи, в которой записано, что во время Гражданской войны улусы грабили как белогвардейцы, так и красногвардейцы: угоняли скот, забирали хлеб, а порой сжигали дома и даже целые деревни.

А жители Хатар-Хадая до сих пор передают из уст в уста легенду об атаманше Татьяне. Была она родом из Шохтая, и во время Гражданской войны перешла на сторону белых. Рассказывают даже, что эта Татьяна была любовницей Колчака. Когда ревтрибунал приговорил атаманшу к расстрелу, Татьяна бежала в Казахстан. Там у нее родилися ребенок, и, возможно, сейчас в Казахстане живут потомки Александра Колчака...

С установлением советской власти Хатар-Хадай настигла новая беда — раскулачивание. Баслов, Ертаханов, Дахинов, Тусхаев — таких фамилий больше нет, они исчезли.

В период репрессий хатар-хадайцы, наученные горьким опытом, уже хорошо знали, как можно было выйти из положения: они покрывали друг друга, менялись документами, начинали новую жизнь по чужим паспортам.

Отцу Юрия Еханурова, Ивану, по всей видимости, помог кто-то из Ехануровых, но их в Хатар-Хадае уже не осталось — переехали в Улан-Удэ.

Кстати, Хатар-Хадайская средняя школа носит имя Екатерины Ехануровой. Эта женщина в 1944 году пришла в тогда еще начальную школу, и многие ее ученики стали потом кандидатами наук и известными бизнесменами.

Юрий Ехануров учился в селе Буй Бичурского района Бурятии. Он стал кандидатом экономических наук и премьер-министром Украины. Возможно, и не в фамилиях дело, а в Курумчинской долине, приютившей загадочный Курумчинский род, происхождение которого так до сих пор достоверно и неизвестно.