Прямая линия с президентом: от Паши до Саши

Иркутская область в очередной раз отметилась на прямой линии с президентом России, которая, напомню, состоялась в минувший вторник. Владимир Путин высказал свое отношение к бывшему губернатору Иркутской области Борису Говорину и прокомментировал назначение на этот пост Александра Тишанина.

В двух словах Путин сказал следующее: Тишанин — человек, который проработал в Иркутской области два года. И это хорошо, потому что, с одной стороны, он знаком с проблемами региона, с другой — у него свежий взгляд, также он не связан с местной бюрократией, которая должна была решать некоторые проблемы более эффективно.

Ничего нового, как нетрудно заметить, президент не сказал: местные политологи, комментируя месяц назад главный политический сюрприз сезона — назначение Тишанина, говорили примерно то же самое: молод, зелен, но неиспорчен.

Президент отметил в своей речи и предыдущего главу областной администрации: "Борис Говорин два срока отработал губернатором. Для Иркутской области это солидный срок. У Говорина есть опыт государственной и хозяйственной деятельности. Мы найдем возможность его применить".

Напомню: о том, что его обязательно "применят", заявлял в своих прощальных интервью сам Борис Говорин. Многие тогда посчитали, что опальный губернатор пытается состроить хорошую мину при плохой игре. Оказалось — нет, Путин подтвердил слова Говорина. Правда, перспективы нарисовал весьма туманные, так что определить сейчас, где может появиться Борис Александрович, не возьмется, наверное, самый искушенный оракул.

В свое время называли два наиболее вероятных места "почетной политической ссылки". Первое — Монголия, место в посольстве или даже сама должность посла (традиционная, кстати, ступенька карьеры для большинства иркутских лидеров еще советских времен). Второе — Австрия, где сильны позиции Геннадия Фильшина, российского торгпреда, бывшего иркутянина.

Кстати, ходят слухи, что Борис Александрович уже в Австрии. Насколько эти слухи соответствуют действительности, сказать сложно: никто из бывших приближенных губернатора не знает, где находится его бывший патрон. А может, знает, но не говорит.

Что касается прямой линии с президентом — а с этого, собственно, мы и начали наш сегодняшний разговор, — то это уже четвертый подобный проект. Три предыдущих проходили в декабре — и все без исключения агентства, комментируя прямую линию, многозначительно заострили свое внимание на этом обстоятельстве. Хотя на самом деле ничего особенного в том, что свой диалог с народом Путин перенес с декабря на сентябрь, нет. Не новогоднее же поздравление, в самом деле, он перенес!

А самой запоминающейся для региона стала первая прямая линия образца 2001 года, когда школьник Паша из Усть-Кута задал президенту очень нехороший для местной власти вопрос: "Я учусь в 5 "В" классе средней школы N 4 города Усть-Кута Иркутской области. Мне очень нравится учиться, но у меня нет такой возможности. У нас разморожена школа. Мы не учимся уже три недели, и распустили нас до неопределенного срока. У меня вопрос, Владимир Владимирович: могут ли нас оставить на второй год, если нашей вины нет в том, что власти нашего города не отапливают школу?"

Результат, напомню, не заставил себя ждать: мэр Усть-Кута подал в отставку, а Говорин получил очередной звоночек. "Я уверен, — сказал Путин, — что губернатор нас слышит и сделает все необходимое для того, чтобы в кратчайшие сроки восстановить жизнедеятельность учебных учреждений. Если по каким-то соображениям или по каким-то причинам ему это не удастся сделать, мы тоже готовы будет подключиться".

"Подключения" Борис Александрович ждал четыре года — пока не наступила пора назначения губернатора. И Усть-Кут стал одной из причин, которая не дала ему возможности рассчитывать на очередной губернаторский срок. Каждую зиму этот северный город добавлял проблем действующей администрации: то школьник позвонил, то ветеран в квартире замерз, то приехал полпред Квашнин и устроил всем форменный разнос.

Сейчас испытание Усть-Кутом предстоит Александру Тишанину. Так что, похоже, именно Александр Георгиевич более всех выиграл от того, что прямая линия состоялась все-таки в сентябре и никто из жителей Усть-Кута не задал президенту коварный вопрос.