Из Качугского района можно создать уникальный туристический комплекс

В районе множество мест, достойных внимания и россиян, и иностранцев

В начале сентября экспедиция, состоящая из научных работников этнографического музея "Тальцы", вернулась из поездки по Качугскому району. Ученых интересовал прежде всего массивный мельничный комплекс, чудом сохранившийся до наших дней. Кроме него интерес для историков и туристов представляют уникальные храмы Верхнеленска, деревня Картухай, где сохранились элементы старинного обустройства крестьян, дом святителя Иннокентия Вениаминова в Анге.

Качугская мельница — яркий пример промышленного зодчества. Она была построена относительно недавно — в начале советской власти, когда в России процветал НЭП. Витимские золотые прииски нужно было снабжать хлебом, зерно со всего района свозилось в Качуг, потом мука по Лене доставлялась в Бодайбо, где из нее пекли хлеб, кормивший золотопромышленников. Кормилицей жителей приисков качугская мельница была долго — до активного строительства железной дороги на этом участке Иркутской области, то есть до начала 60-х годов.

Почти полвека качугская мельница стоит заброшенной, но каким-то чудом она прекрасно сохранилась. Проезжающие мимо путешественники, да и некоторые качугцы даже не знают, что это трехэтажное здание на берегу Лены — старинная мельница, ведь она не похожа на те громадины с крыльями, которые мы видим на картинках в книжках. В Качуге мельницу строили уже в то время, когда электричество перестало быть дивом, и крылья ей не полагались.

К мельнице примыкает пятиэтажная башня, вместе они составляют единый технологический комплекс. Несмотря на свою многолетнюю заброшенность, мельница чудом сохранилась и не подверглась разграблению. Это единственная в области старинная мельница. Но перевозить ее в свой музей под открытым небом работники "Тальцов" не хотят, у них есть другая задумка.

Сейчас вновь стала актуальной идея создавать музеи не в областных центрах, а на местах. Такой интересный музей можно создать и в Качугском районе. Мельница станет одним из экспонатов. Это привлечет туристов, а также поможет снизить уровень безработицы в районе.

Рядом с мельницей, а может даже и в ней, можно построить гостиницу. Нетронутая Лена, одна из немногих рек, текущая в своем русле, — подарок для любителей рыбалки и ухи на природе. Грибы, ягоды, дивный воздух и тишина... И немало любопытных открытий буквально в нескольких километрах.

Например, знаменитые Шишкинские писаницы. Или Верхнеленск — одно из старейших в области острожных поселений, — который когда-то был центром этой местности. Здесь стоят уникальные храмы. Дом святителя Иннокентия Вениаминова в Анге восстановлен и представляет интерес для всех интересующихся историей. В деревне Картухай сохранились элементы старинного обустройства деревенского быта. Например, поскотины — ворота и забор, сделанные не из досок, а из жердей. Или так называемые обрубыши — памятники раскулачивания. В Картухае было распространено строительство домов, которые имели разных хозяев, но были объединены холодными сенями. В годы коллективизации жителей одной половины могли арестовать, а дом разобрать и увезти на нужды советской власти. Изба так и оставалась обрубышем.

Все это можно объединить в единый музейный комплекс, открытый для туристов. А вот часовню, которая носит имя невинно убиенных, администрация "Тальцов" охотно вывезла бы к себе на 47-й километр Байкальского тракта, да жители Карлука не отдают. Кстати, имя, данное ей народом, не совсем верное. Крест, стоявший рядом с часовней, родил легенду о невинно убиенных. Но ученые из "Тальцов" нашли в Манзурке 80-летнюю бабушку, которая припомнила историю церквушки. Традиционно в деревнях, где не было церквей, ставили часовни для совершения различных обрядов. Бабушка вспомнила, что, когда в селе долго не было дождей, иконы из часовни выносили и шли на поля, а потом к реке, где долго молились. И дождь шел! А крест был поставлен у ручья с питьевой водой, чтобы этот участок земли никто ни для каких нужд не трогал. Но в народе почему-то родилась легенда о невинно убиенных. Часовня отличается дивной красотой. Жители обещали ее восстановить, но, если этого не произойдет в ближайшее время, памятник старины погибнет.

Автор благодарит за предоставленную информацию Александру Нефедьеву, заместителя директора музея "Тальцы".