"Я профессионал, а ты гений!"

Юным музыкантом из Иркутска восхитился сам Ростропович

Музыкант Денис Мацуев давно уже стал гордостью и легендой Иркутска. Пианисту рукоплещет весь мир, его гастрольный график расписан на несколько лет вперед. Вырос Денис в Иркутске, а созрел и возмужал как музыкант уже в Москве. Между тем в нашем городе подрастает еще одно юное дарование — Валерий Степанов. 14-летний мальчик еще в пятилетнем возрасте начал осваивать фортепиано, а с 9 лет — сочинять музыку. Недавно Валера вместе со своим отцом побывал в Москве, где музыкальную семью принимал сам Мстислав Ростропович.

Это вам не "Прасковья из Подмосковья"

Валерий Степанов-старший назвал сына в честь себя. И в нем же, как и многие родители, хотел воплотить свои мечты о музыке.

— Валерка начал проявлять интерес к музыке еще с младенчества, — рассказывает отец. — Он на ходу схватывал синкопы (смещение ритмической опоры со сильной или относительно сильной доли такта на слабую. — Прим. авт.), что-то копировал голосом. В пять лет мы отдали его в музыкальную школу N 2, что на ГЭС, сразу же приобрели инструмент. Также Валера уже закончил центральную школу искусств и педпрактику при Иркутском музыкальном училище. Педагоги всегда отзывались о нем как об очень одаренном ребенке, с которым легко работать. У Валеры изумительная музыкальная память, и он все ловит с лету.

— Такая напряженная работа не мешает учебе в школе?

— У Валеры, конечно, музыка — основное, но учится он без троек. Кстати, одноклассники ничего не знают о его музыкальных способностях, ведь большинство из них — любители "Прасковьи из Подмосковья".

Звук цепляется за его пальцы и послушно следует за нимиглавка

Если Степанов-старший производит впечатление человека раскованного, общительного, то Степанов-младший — скромный молчун. Он весь в себе, постоянно погружен в свои музыкальные переживания, ассоциации, фантазии.

— Валера, ты можешь рассказать, как рождается в тебе музыка?

— Спонтанно. И необъяснимо, — юный гений немногословен и сдержан.

— У тебя остается время на такие невинные мальчишеские развлечения, как компьютерные игры, футбол, кино? У тебя есть друзья?

— У меня только один друг — рояль.

— А тебе не тяжело жить с таким грузом таланта?

— Не-а, — по мальчишески беспечно отвечает Валера.

— Пока нет, — добавляет мальчик после небольшой паузы.

Уже сейчас у Валеры много законченных произведений, ведь он пишет музыку с 9 лет. Сочинения хранятся и в нотах, и в памяти (в основном). При встрече с каким-либо человеком юноша после нескольких минут разговора может начать импровизировать, рождая музыкальный портрет собеседника.

В музыке Валера далеко не ребенок, в нем есть и сила, и волнение, и мощь, и трепет. В нем уже сейчас проявляется природа истинного, настоящего музыканта — звук цепляется за его пальцы и послушно следует за ними, как пружина. Таким даром обладает и Денис Мацуев. Кто бывал на его концертах, тот наблюдал этот феномен.

Конечно, в Иркутске Валера Степанов уже получил в музыкальном плане все, что мог. И в этом году судьба подарила мальчику роскошный подарок — встречу с Мстиславом Ростроповичем.

Мальчика ждут в Московской консерватории без экзаменов

Весной в Иркутске проходил джазовый фестиваль, на котором выступал и Валера Степанов. На концерте юного музыканта услышал московский раввин Александр Кушнир. "Приезжайте в Москву, попробую что-нибудь для вас сделать", — пообещал он.

С билетами до Москвы помог директор Иркутской центральной школы искусств Виталий Рыжаков. В Москве отец и сын Степановы побывали этим летом. Раввин, сам великолепный музыкант, устроил им свидание с самим Ростроповичем. Встреча проходила в музыкальном центре Галины Вишневской. Валера исполнил два своих произведения и этюд Шопена (чтобы продемонстрировать исполнительскую технику).

— Ты уже сейчас планетарного масштаба, мальчик, ты хоть сам об этом знаешь? — не удержался от словоизлияний Ростропович. — Тебя за месяц можно раскрутить так, что ты будешь известен во всем мире. Если я профессионал, то ты гений!

Эти золотые слова выбили из Степанова-старшего слезу. Мстислав Ростропович показался им доброжелательным, очень интеллигентным, простым в общении человеком. Уже после этой встречи Ростропович, взволнованный талантом мальчика, звонил Степановым три раза. Как ни странно, он просил Валеру никого не слушать и писать свою музыку (а это некий сплав из Шнитке, Равеля и Дебюсси) так, как он ее и пишет.

Сейчас Валере надо закончить 9 классов, после чего его без экзаменов ждут и в Московской консерватории и в школе Сергея Казарновского при консерватории. Есть вариант и обучения за границей. Кстати, Степановым в Москве предложили: "Да купите вы диплом в переходе и приходите к нам учиться". Но Степановы решили все же закончить школу в Иркутске.

— Ты сам уехать хочешь? — обращаюсь я к Валерке.

— Да! В Москве пробиться можно, а здесь что? Я хочу учиться, совершенствоваться, выступать с хорошими музыкантами.

Кстати, сейчас в России никто не пишет такую музыку, как Валера Степанов, настолько она интересна и необычна. Значит, на одного гения в Иркутске больше.