В парламенте — открытие сезона

Депутаты Законодательного собрания готовятся к сентябрьской сессии

На следующей неделе депутаты областного парламента соберутся на первую после каникул полновесную сессию (августовская сессия созывалась только для утверждения кандидатуры губернатора). Планируется рассмотреть более 40 вопросов, причем многие из них так или иначе связаны с распределением денег. Главный финансовый документ области — бюджет на 2006 год — вот-вот поступит в ЗС, но на эту сессию выноситься не будет.

Программы бывают обязательные и произвольные

Итак, депутаты должны будут заслушать, как исполнялся бюджет области в прошлом году, принять некоторые изменения в бюджете нынешнего года и посмотреть, как реализуются в области различные программы, которые разрабатывались для того, чтобы людям легче жилось.

Все эти вопросы предварительно уже обсуждались на заседании комитета по бюджету, и там доклады представителей областной администрации не вызвали восторга у депутатов. Гайдар Гайдаров, например, был искренне возмущен тем, что программа по борьбе с туберкулезом профинансирована всего на 25%. Учитывая то, что на нее и так было заложено меньше половины необходимых средств, а ситуация с туберкулезом у нас одна из самых неблагополучных в России, это может иметь серьезные последствия.

Как выяснилось в ходе дальнейшего разговора, с программами у нас вообще напряженка, точнее с их исполнением. Так, в 2005 году уже должна завершиться программа "АнтиВИЧ/СПИД", а ее исполнение на 1 августа составляет 58,2%. Программа по развитию коммунальной теплоэнергетики рассчитана с 2004-го по 2006 год, и сейчас исполнена на 9,6%; программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства на 2003—2005 годы" — на 22,5%; "Содействие занятости инвалидов на 2004—2005 годы" — 22,10%.

Депутаты намерены заслушать на сессии информацию специалистов Главного финуправления области о том, какими принципами руководствуется исполнительная власть, распределяя средства на социально значимые программы.

Власть — к ответу!

Кстати, недавно Контрольно-счетная палата огласила результаты проверок по финансированию северного завоза, дорожных фондов, поддержки сельского хозяйства, ЖКХ и еще по нескольким направлениям. Везде масса нарушений. Деньги идут не на те статьи, которые предусмотрены бюджетом: не проводятся конкурсы, не представляются отчеты и так далее.

Маленький пример. "Отчет об изменении стоимости дорог и дорожных сооружений за 2004 год" содержит недостоверные данные, которые необоснованно увеличивают их стоимость более чем на 55 миллионов рублей. При фактических затратах ИОГУП ЖКХ на оказание услуг по оперативному контролю в размере 4 849 000 рублей затраты области на оплату данных услуг составили 5 327 000 рублей. Что-то непонятное произошло с тракторами. Как выяснила КСП, в I квартале 2005 года цена заводов-изготовителей на тракторы была меньше цены, принятой при расчете субсидии на их покупку. Если бы размер субсидии исходил из действовавшей в 2004 году цены на трактор, можно было бы дополнительно компенсировать еще стоимость 17 тракторов или любой другой техники.

В итоге Гайдар Гайдаров пришел к мысли, что необходимо принять закон об ответственности власти за нарушения при исполнении бюджета:

— А то у нас получается так: принимаем один бюджет, а потом начинаем делить средства так, как нам хочется.

По этому вопросу Гайдаров намерен очень жестко выступать на сессии.

Также депутаты, по словам председателя бюджетного комитета Геннадия Истомина, настроены на преодоление вето губернатора на закон о межбюджетных отношениях.

Напомним, этот закон необходим области в связи с грядущей муниципальной реформой, он фактически расписывает, кто и откуда должен получать деньги. На июньской сессии споры разгорелись вокруг поправки, которую внес мэр Иркутска Владимир Якубовский. Суть ее в том, чтобы оставить муниципалитетам больше денег. Против выступала областная администрация, основным аргументом которой был тезис, что от этой поправки выиграют только крупные города-доноры, всем остальным будет только хуже. Ассоциация мэров и депутаты придерживались другой точки зрения, и поправка Якубовского была принята. Но губернатор (тогда еще Борис Говорин) наложил вето на закон. Для его преодоления на сессии необходимы голоса более 2/3 депутатского корпуса.

Однако существует вероятность, что новый губернатор Александр Тишанин отзовет вето. Вчера Истомин встречался с губернатором, и итогом встречи стало ::.

В поисках денег

Денежный вопрос в области вообще очень обострился. Еще весной депутаты и финансисты называли разные цифры дефицита областного бюджета — от 4 до 8 миллиардов рублей. По предварительным прогнозам, озвученным Геннадием Истоминым, в следующем году улучшения не намечается.

Причины хронической нехватки денег называют разные: одни упрекают обладминистрацию в неумении работать с федеральным центром, другие считают виноватой только Москву, которая в упор не видит проблемы регионов, и так далее. Депутат Алексей Козьмин в прошлом году даже направлял специальный запрос по этому поводу. Он считает, что кризис обусловлен тем, что ФПГ выводят деньги из региона, а исполнительная власть никак этому не противодействует. Козьмин уже направил обращение на имя Александра Тишанина — для того чтобы привлечь внимание к этой проблеме нового главы региона. По мнению Козьмина, изменить ситуацию можно, для этого нужна только политическая воля первого лица области. На сессии эти вопросы наверняка будут подниматься, и вполне возможно, что депутаты услышат и ответную реакцию Тишанина. Предварительно он уже заявлял о необходимости изменить саму идеологию наполнения областной казны. Вопрос, как это будет выглядеть на практике.

Скорее всего, каких-то принципиальных новелл губернатор внести уже не успеет, проект бюджета готовится заранее. Сейчас он практически сверстан и на следующей неделе поступит в ЗС. В октябре законопроект будет рассмотрен на комитетах и комиссиях, пройдет через депутатские слушания и будет вынесен на следующую — октябрьскую — сессию.

Мы смело в бой пойдем

Знаменосцем ЗС в плане открытости и гласности на предстоящей сессии вновь выступит лидер региональных коммунистов Сергей Левченко. По его инициативе подготовлены два законопроекта.

Первый — закон о депутатской проверке. Левченко не раз уже ссылался на то, что о необходимости такого закона заговорил президент Владимир Путин. Госдума, некогда благополучно похоронившая закон о депутатском расследовании, встрепенулась и возобновила работу над ним. Наш парламент оказался более продвинутым — законопроект уже готов. Новый закон должен дать депутатам право жестче контролировать исполнительную власть.

Второй документ — закон о наказах избирателей, который должен создать систему работы с наказами и обеспечить выделение на это денег. Сейчас депутаты занимаются этим каждый в меру своих способностей: кто-то использует деловые связи; кто-то — ораторское искусство; кто-то пишет запросы; кто-то, как говорится, бьется головой о стену.

Использованы материалы "Парламентского вестника".