Человек без гражданства просит политического убежища в Иркутске

Олег Иванов называет себя гражданином мира

Олег Иванов всю жизнь прожил в Латвии, недалеко от Риги. За пределы республики он первый раз выехал во время службы в армии. А три года назад Олег на несколько дней съездил в Москву и заболел Россией.
— У меня появилась навязчивая идея — переехать жить в Россию, — рассказывает Иванов. — Вот, бывает, сидишь в Интернете, и у тебя появляется непреодолимое желание сделать глоток пива. Ты встаешь, идешь, покупаешь заветную банку, делаешь этот глоток и выбрасываешь остальное. Это простое человеческое желание вполне осуществимо. Но моя мечта, мое страстное стремление остаться в России осуществиться никак не может.
Олег Иванов не является гражданином ни одной страны и называет себя гражданином мира. Паспорт этого человека — книжица весьма примечательная. Против имени и фамилии — переведенное с латышского Олегс Ивановс, а сам документ называется aliens passport, то есть паспорт негражданина. Слово aliens также переводится как "чужой", "чуждый", "враждебный", "принадлежащий врагам".
— Я как чужой в фильме "Чужие" и чужой среди своих, — шутит Олег.

Несмотря на то что Олег Иванов родился в Латвии, он не является гражданином этой страны, потому что его родители не проживали там до 1940 года. На латышском Олег говорит плохо, так как вырос в русском поселке. Все это является препятствием к нормальному существованию на территории Латвии, даже со своими дочерьми Олег не может встретиться без согласия бывшей супруги.

— По решению суда я имею право на встречи с детьми, но сделать этого не могу, — говорит Иванов. — Бывшая жена — гражданка Латвии, и все законы на ее стороне. Я имею право только платить алименты — и ничего больше.

В Латвии Олег Иванов работал оператором на деревообрабатывающем производстве, но, когда до руководства предприятия дошли слухи о том, что один из сотрудников намерен выехать в Россию, Олегу сразу снизили зарплату. Ждать дальнейших неприятностей не было смысла, и Олег решил покинуть уже ненавистную ему страну.

За последние несколько лет Иванов познакомился по Интернету со многими жителями России. Он отправился навестить своих новых друзей. Он получил туристическую визу и приехал сначала в Москву, затем в Екатеринбург, а после добрался и до Иркутска.

Иркутск гражданину мира понравился больше всех других городов, и Олег захотел остаться здесь навсегда. Однако туристическая виза заканчивается, а оформить документы на выезд из Латвии не представляется возможным.

— К примеру, для этого требуется справка с места работы на русском языке. Но справки в Латвии выдаются только на языке государственном, то есть на латышском,
— говорит Олег. — Также необходимо решение суда о разводе на русском языке, но и в таком документе в Латвии отказывают.

Уезжать из Иркутска Иванов не намерен. Он будет делать все, чтобы остаться здесь, даже просить политического убежища.

— Меня удивляет то, что китайцы в Иркутске свободно получают необходимые документы и живут здесь. А я, русский человек, Иванов, должен уехать, потому что я вообще никто и ничей.

В настоящее время Олег носится по городу, где мечтает жить, и стучится во все двери. Он уже побывал и у одного из депутатов, и у представителей одной из политических партий. Гражданин мира надеется, что родная страна все-таки признает его своим.