Холодильник — в каждый автомобиль

Несколько советов о том, как выбрать в автомобиль холодильную камеру

Иногда в летний период автомобилисты сталкиваются с проблемой сохранения продуктов в поездках на дальние расстояния. Продуктовый вопрос легко разрешается при помощи автомобильного холодильника, которых в современной продаже великое множество — различных типов, видов и размеров. При этом все типы холодильников должны обладать достаточно высокой прочностью при вибрациях и ударных нагрузках. В зависимости от способа охлаждения автомобильные холодильники делятся на термоэлектрические, абсорбционные и компрессионные.

И охладит, и согреет

Термоэлектрический способ охлаждения является самым распространенным. Такие переносные холодильники представляют собой контейнер, в крышке или на боковой стенке которого располагается охлаждающий элемент. Такие холодильники, как правило, имеют два режима работы — охлаждения и подогрева. Термоэлектрические холодильники изготавливают в виде отдельно стоящих тумбочек, шкафчиков, ларей и встроенных в различные ниши коробочек соответствующей формы.

В режиме наибольшего холода температура в камере современного термоэлектрического холодильника составляет около трех градусов — при окружающей около 25 градусов. В некоторых моделях она может достигать 3 градусов ниже нуля, что вполне достаточно для сохранения качества свежих и охлажденных продуктов.

В режиме подогрева температура достигает 60 градусов по Цельсию. Такая температура достаточна для подогрева пищи перед ее приемом. Режим подогрева включают в пути перед запланированной остановкой за время, рекомендованное изготовителем холодильника.

Охлаждение камеры холодильника происходит при прохождении постоянного электрического тока через термоэлементы, состоящие из набора термоэлектрических полупроводниковых пластин. В режиме охлаждения внутренние части пластин охлаждаются, а наружные нагреваются. При изменении направления тока внутренние части пластин будут нагреваться, а наружные охлаждаться.

Самые маленькие холодильники предназначены для охлаждения и подогрева стандартной баночки с напитком и встраиваются в дверцу автомобильного шкафчика. Нужную температуру они сохраняют до двенадцати часов.

Возможность работы в режиме подогрева продуктов является основным преимуществом термоэлектрического холодильника перед абсорбционным и компрессорным. Другим преимуществом является работоспособность при любых наклонах транспортного средства. Некоторые модели термоэлектрических холодильников способны работать не только в вертикальном положении, но и на боковой и задней стенках. Недостатком термоэлектрических холодильников является большая тепловая инерционность: они очень медленно набирают температуру, поэтому считаются самыми неэкономичными.

Перед поездкой продукты и напитки рекомендуется предварительно охладить в бытовом холодильнике, либо охладить камеру термоэлектрического холодильника с помощью аккумуляторов холода. Применять для охлаждения обычный лед не следует, поскольку талая вода будет вызывать коррозию металлических частей. Стоят такие холодильники в пределах 5000 рублей.

Работают без электричества

Абсорбционное охлаждение имеют термоэлектрические автомобильные холодильники объемом от 30 до 140 литров, то есть более емкие. Они работают на водоаммиачном растворе и также не имеют движущихся частей.

Основным преимуществом абсорбционного способа охлаждения перед термоэлектрическим и компрессионным является способность работать без электричества — на жидком или газообразном топливе. Модели, работающие на газе, имеют ручной или электрический розжиг. Газового пятилитрового баллона хватает примерно на 230 часов непрерывной работы. Также холодильники могут работать на постоянном токе, подключенные к прикуривателю в машине. К недостаткам можно отнести чувствительность к наклонам, что часто отражается на эффективности работы холодильника.

Стоимость абсорбционных холодильников доходит до 12 000 рублей.

Почти как кухонный холодильник

Принцип работы компрессионных автомобильных холодильников такой же, как у от традиционных кухонных холодильников. Это очень мощные и очень энергозатратные автомобильные холодильники, внутренний объем которых доходит до 200 литров. Компрессионный способ охлаждения в автомобильных холодильниках применяется значительно реже из-за повышенной чувствительности к вибрациям и ударным нагрузкам, а также из-за их стоимости, которая доходит до 50 000 рублей.

В компрессионном холодильнике охлаждение продуктов осуществляется за счет циркуляции хладагента, которую обеспечивает компрессор. Компрессионные холодильники быстрее набирают холод, чем термоэлектрические и абсорбционные. После отключения электропитания холод сохраняется в течение шести часов.

Инструкция по применению

Энергопотребление любого холодильника возрастает с увеличением его емкости и степенью загруженности.

Автомобильные холодильники изготавливают как в виде отдельно стоящих переносных моделей, так и для встраивания в различные ниши в транспортных средствах. В легковых автомобилях их встраивают в подлокотники и в ниши между сиденьями, в автобусах
— в различные ниши, не пригодные для размещения пассажиров. Наиболее экономичными считаются холодильники в виде ларей с верхними крышками — они лучше удерживают холод.

Очень важно для автомобильного холодильника наличие защитного устройства, контролирующего предельно допустимую разрядку аккумуляторной батареи. Устройство показывает, когда холодильник необходимо отключить от бортовой сети автомобиля, чтобы не создавать проблемы для запуска двигателя. Обычно такое устройство продается в комплекте с холодильником.

Если вы берете с собой дорогу такие продукты, которые могут дать сок, то, перед тем как поместить в автомобильный холодильник, их нужно завернуть в толстый полиэтиленовый пакет, чтобы сок не попал на остальные продукты.

Минусы автомобильных холодильников

Чтобы обеспечить приемлемый перепад температуры, автомобильному холодильнику требуется продолжительное время работы, не менее часа. Холодильник же начинает работать только с момента включения зажигания автомобиля. Как только глушится мотор, питание холодильника автоматически отключается.

Поэтому в режиме, когда поездка занимает меньше времени, чем его стоянка, достаточного охлаждения не происходит. В том случае, если вы предпочитаете реже глушить мотор с целью сохранения продуктов, то стоит подумать о количестве израсходованного бензина.