Иркутянку пригласили поработать консультантом по приготовлению русской еды в Сеуле

Никто не ожидал, что русская кухня не произведет на корейцев никакого впечатления

Иркутянка Татьяна Василенко хорошо известна зрителям ИГТРК, которые в течение пары лет смотрели ее кулинарные сюжеты в утренней программе "Новый день". Вообще-то Татьяна Тимофеевна стоматолог, но основную специальность оставила давно, совмещая две свои самые большие страсти — путешествия и кулинарию. Несмотря на увлечение иркутян Востоком, Татьяна Тимофеевна остается приверженцем классической русской кухни, и именно это и послужило поводом для поездки в далекую Южную Корею в качестве русского повара в недавно открывшийся ресторан при Российском культурном центре в Сеуле. Но спустя четыре с половиной месяца иркутянке пришлось вернуться домой, не дотянув до завершения контракта: дела у Русского дома в Корее пошли не так хорошо, как ожидалось. Сегодня она рассказывает о том, как живут корейцы, и рассказ ее напоминает развенчание мифов.


Крохотная квартирка — предел мечтаний корейца

— Началось все с того, что друзья нашей семьи — два корейца Ким и Ли — в течение нескольких лет посещали наш дом и восхищались тем, как я готовлю. Оба они весьма состоятельные люди, один из них прекрасно говорит по-русски. Ким — профессор Университета Сонгонхве, провел в России более пяти лет, защитил диссертацию на русском языке, словом у него, при поддержке деловых и научных кругов Южной Кореи, возникла идея — создать Российский культурный центр в Сеуле. И меня уговорили принять в этом участие — поработать в русском ресторане центра. Нужно было продумать блюда, предложить ассортимент, подготовить персонал — в общем, получить новые впечатления, да еще и денег заработать. В течение года мы готовились, уехать я должна была на 6 месяцев.

— Что удивило в первые дни?

— Прежде всего меня шокировал размер жилья, где мне предстояло прожить несколько месяцев: моя иркутская кухня намного больше всей моей корейской квартиры, которая служила и спальней, и гостиной; у одной стены
— "кухня", в закутке — туалет. Но когда я познакомилась с бытом корейцев, то поняла, что ни о какой дискриминации не может быть и речи, — они все так живут! Южная Корея — очень дорогая страна, и крохотная квартирка — это предел мечтаний рядового корейца. Аренда моей квартирки стоит 350 долларов. Мои знакомые — смешанная семья — живут на чуть большей площади и снимают свое жилье уже за 500 долларов в месяц. При средней зарплате 1000—1200 долларов, согласитесь, это очень дорого.

Почему кореянки не любят русских девушек

— Как к вам относились? Ведь при такой дороговизне жизни приезжих должны воспринимать как конкурентов...

— В целом отношение простых корейцев ко мне было очень дружелюбным, но я думаю, что это из-за моего "неопасного" возраста...

— ???

— В общественном транспорте я была объектом постоянного и пристального внимания горожан. Одна женщина в метро так заинтересовалась мной, что, подкравшись ко мне вплотную, принялась трогать меня, заглядывать в глаза и даже упала, не удержавшись на ногах. Как мне позже говорили мои новые корейские друзья: "У тебя волосы как у куклы, глаза голубые. Для корейцев, которые никогда не выезжали из Кореи и мало видели иностранцев, это как увидеть чудо..." Но молодые девушки славянской внешности могут даже подвергнуться нападению: кореянка может ее ущипнуть, пнуть, потому что она потенциальная конкурентка, — корейские мужчины очень падки на русских женщин.

— Неужели у корейцев такой интерес к русской культуре, что проект Русского дома обещал быть прибыльным?

— Для меня теперь корейцы делятся на две категории: те, кто поездил по миру, побывал в разных странах, в том числе и в России, и другие — кто никуда не выезжал и не собирается. Познакомившись с их жизнью, я была поражена их местечковостью. Стадным чувством не назову — это было бы слишком грубо, но живут они, конечно, очень закрыто. В свое время как турист я была в Северной Корее, и в этот раз я была поражена, что жителей Южной Кореи совершенно не интересуют их северные соседи. Помните, мировые новости были полны сообщений о воссоединении семей, Южная и Северная Кореи нашли общий язык и прочее?..

Когда южан спрашиваешь о том, как у их стран развиваются отношения, они недоумевают, почему кого-то это интересует и что кому-то нужна эта нищая страна... Россию они знают, хорошо реагируют на Байкал, очень оживляются, интерес есть. Но в том самом Русском доме, где я работала, есть кинозал, где показывают русские фильмы на корейском языке. Набор их весьма специфичен — "Ностальгия", "Летят журавли", "Броненосец Потемкин"... Не очень жизнеутверждающе, конечно, но пока что это все, что переведено на корейский язык. В библиотеке труды Ленина, материалы партийных съездов, книги по искусству, живописи — все на английском языке. Русский дом создавался в основном для знакомства корейцев с нашей культурой и нашей кухней, а приходили чаще смешанные семьи и работающие по найму русские. В Корее и в Сеуле их очень много, особенно на известных предприятиях Samsung и LG.

Уклад жизни и вкусы

— Что именно характеризует корейцев больше всего?

— Вот эта самая закрытость от остального мира. А еще они свято соблюдают свои традиции, вся жизнь идет по заведенному порядку. В выходные все горожане едут в горы. Одинаковая одежда: гольфики, кепочки, рюкзачки — и все в горы! Потому что считается, что это полезно для здоровья. И Боже упаси, если вы служащий и не поехали в горы со всем городским населением. Так не принято. Если лето и сильная жара, то все едут на море. Тоже полезно. И тоже так принято — в городе оставаться нельзя. Вечером после работы все мужчины собираются небольшими компаниями, связанными общей работой, и в небольших кафе могут пить до 3—4 утра. Возвращаешься поздно, а на улице полно выпивших. Домой звать гостей не принято. Наутро как штык на работу, а вечером все повторяется. Причем многие русские жены поначалу пытаются изменить этот порядок вещей, но ничего не получается.

— Как они воспринимают русскую еду?

— Никак. Они не могут есть то, что мы едим. Они считают, что это слишком солено. Кухня у них очень острая, но абсолютно без соли. И если в быту и развлечениях они скромны необычайно, то насколько они скромны в еде — понять вообще невозможно. Вот набор блюд корейца: кимча — острая капуста, ким — листы морской капусты, паб — рис, ким-чи-чиги — суп из кимчи, намен — лапша. И все. Вот это они и едят с рождения до самой старости. Причем пропаганда этой еды носит характер самого настоящего культа. Рекламный ролик: мама в серебристом "Мерседесе" показывает 4-летней дочке то, что она купила. Разворачивает кулек из большой коробки, ребенок растягивает рот в улыбке и спрашивает: "Ким-ча?" Мама кивает и кормит девочку. Как маленькие дети могут есть продукты, от которых настоящий пожар во рту, уму непостижимо.

Из того, что мы предлагали в нашем ресторане, корейцы совершенно не могли есть окрошку, блины с икрой, котлеты, вообще разные варианты мясных блюд, за исключением русского борща и шашлыков. У них, видимо, по-другому работают вкусовые рецепторы. Допустим, корейский торт, украшенный помидорами, — обычное дело.

— Ну что-то им понравилось из русского?

— Все корейцы в восторге от киселя. Кисель мы варили постоянно. Несмотря на то что он продавался у нас в ресторане по 4 доллара стакан — настоящий деликатес! И вообще они очень любят варенье. У них нет в культуре варить ягоду, хотя все завалено спелой клубникой. Самая лучшая еда для корейца — это острая капуста. А отнюдь не острая морковка, как полагают многие. Корейцы не едят ничего молочного; творог, сливки — все исключено. В магазинах нет никаких круп, кроме риса.

Мне рассказывали, что в некоторых семьях, где позволяет достаток, детей стали подкармливать мясом и благодаря мясному рациону нация стала немного подрастать. А так они все очень маленькие. Заметно, что много долгожителей, но очень дряхлых, какого-то нездорового вида...

Заработать можно, скопить нельзя

— Насколько реально заработать в Южной Корее?

— Практически невозможно. Дороговизна жизни необычайная. Если вы не ведущий специалист в компьютерных технологиях, то скопить вам вряд ли удастся. Все уйдет на поддержание жизни. Хлеб стоит 2,5 доллара, вода в литровой бутылке — 1,5 доллара, а воду там и для готовки, и для питья можно только покупать, из-под крана нельзя. Скромно перекусить
— 10 долларов, в ресторане — 50 и дороже, пачка сигарет — 2,5 доллара, проезд на метро — около 1 доллара. Если с пересадками, то считайте сами. Транспорт стоит дорого, потому что за 1 литр бензина, например, придется отдать 1,6 доллар. Плюс одежда, опять-таки содержание дома...

Я была во многих странах, в том числе и странах Востока, но такой дорогой жизни, как в Южной Корее, нигде нет. Может быть, их закрытость и невозможность адаптироваться к остальному миру связаны с тем, что Южная Корея была колонией Японии? Все-таки Индия была колонизирована Англией и в итоге много взяла от другой культуры, тот же Вьетнам был французской колонией... А Корея была подчинена Японии, которая была тоже достаточно закрытой страной... А Европа есть Европа...

— Как общее впечатление от поездки и знакомства с другой культурой?

— Прежде всего я расширила свой кругозор, потому что пожить жизнью другой страны — это очень интересно. У меня появились новые друзья среди корейской молодежи и русских, работающих и живущих там. Если меня позовут опять, я, скорее всего, поеду, несмотря на трудности и недовольство внуков. (Смеется.)