В Иркутске обезврежена организованная преступная группа

По версии следствия, члены ОПГ причастны к ряду громких преступлений, совершенных в областном центре и его окрестностях

Сотрудники областного Управления уголовного розыска совместно с работниками прокуратуры провели спецоперацию по задержанию восьми членов организованной преступной группы, совершившей на территории области и в соседних регионах около трех десятков тяжких и особо тяжких преступлений. Средний возраст членов группы — 35 лет, но самому старшему из подозреваемых недавно исполнилось 52 года. Все они, за исключением двоих, уже имели конфликты с законом (согласно версии следствия, именно на зоне формировался костяк группировки). Если же в суде будет доказано все, в чем сейчас подозревают задержанных головорезов, преступников должны изолировать от общества навечно.

Нападение на сельхозакадемию

На след сплоченной, хорошо организованной вооруженной преступной группы (юридический термин "банда" может зазвучать только по решению суда, поэтому бандитами этих людей будем называть с обывательской точки зрения) оперативники областного Управления уголовного розыска вышли, когда работали над раскрытием разбойного нападения в стенах Иркутской государственной сельскохозяйственной академии в феврале этого года. Об этом преступлении наша газета уже сообщала, напомним только фабулу. Около четырех часов утра 10 февраля с дежурной частью УВД города Иркутска по линии экстренного вызова 02 связалась диспетчер охранного агентства "Бонг-безопасность". Женщина сообщила милиционерам, что вооруженные люди совершили разбойное нападение на здание ИГСХА, расположенное в поселке Молодежном (на 12-м километре Байкальского тракта), два человека ранены, один убит.

На месте преступления милиционеры застали 25-летнего охранника названного агентства, который был прикован наручниками к батарее отопления. С его слов было установлено, что примерно в три часа ночи в помещение академии проникли четыре вооруженных человека, лица которых скрывали маски. Угрожая охраннику пистолетами, преступники избили его, после чего сковали наручниками и стали требовать ключи от помещения бухгалтерии. В этот момент на шум вышел 30-летний рабочий ремонтно-строительной фирмы Байкалтехстрой, который по неизвестным причинам заночевал на рабочем месте. Это неожиданное появление, как предполагают оперативники, спутало планы преступников, раздался первый выстрел, и раненный в грудную клетку мужчина упал на пол. На звук выстрела поспешил другой охранник, находившийся в комнате отдыха. Его появление стало еще одним сюрпризом для грабителей, а для самого 58-летнего мужчины эта встреча закончилась смертельным пулевым ранением в голову.

Из показаний руководства ИГСХА было установлено, что накануне в учебном заведении ожидалось большое поступление денег для выплаты зарплаты преподавателям и стипендий студентам, но деньги по техническим причинам в этот день не пришли. Не знали преступники и того, что помещение бухгалтерии находится под охраной сигнализации. Последнее обстоятельство и заставило налетчиков покинуть академию, так и не вскрыв кассу.

Замести следы преступникам не удалось

Как рассказал начальник отдела по борьбе с бандитизмом областного ГУВД Алексей Спринчан, работая по делу о разбойном нападении на ИСХА, сотрудники Управления уголовного розыска сразу отметили высокую степень организованности в действиях преступников:

— С самого начала было понятно, что преступление было совершено если не по наводке, то со знанием информации о поступлении крупной суммы в бухгалтерию учебного заведения (то, что деньги так и не пришли, — это случайность, которую никто не мог предвидеть. — Прим. авт.). Круг людей, которые могли информировать об этом преступников — намеренно или случайно — конечно, был обширным. Все они были допрошены. Многое удалось почерпнуть и при исследовании вещественных доказательств, изъятых с места преступления. Одним словом, разбойники совершили ряд роковых для себя оплошностей, чем и приблизили свое разоблачение.

Впрочем, некоторые вещи, о которых стало известно оперативникам, только помешали делу. Преступники изначально пытались пустить следствие по ложному следу. Например, в присутствии потерпевших они называли друг друга вымышленными кличками, выставляли себя неместными. Один из нападавших заявил подельникам на месте преступления: "Блин, в этом Иркутске какой-то голяк, все по беспонту..." Но версия о том, что нападение совершила группа гастролеров, на поверку оказалась несостоятельной, оперативники вышли на след реальных преступников.

Каналы поступления оружия проверит ФСБ

В конце июля была спланирована и проведена операция по задержанию преступников. Всех членов ОПГ было решено брать в один день и час. С этой целью было сформировано несколько следственно-оперативных групп, которые ранним утром отправились на адреса подозреваемых в сопровождении милицейского спецназа.

Помощь силовиков, впрочем, была превентивной мерой, никто из преступников реального сопротивления при задержании не оказал — ни один из семи членов группы не ожидал разоблачения (как минимум за три года активной криминальной деятельности бандиты уверились в своей полной безнаказанности).

— Лишь восьмому члену группы удалось скрыться, — рассказывает Алексей Спринчан, — и то в силу случайного стечения обстоятельств. На момент выезда группы задержания на дом к подозреваемому последний находился на отдыхе за городом. Этот человек был арестован через неделю.

Результат дальнейших следственно-оперативных действий превзошел ожидания сотрудников правоохранительных органов. Во время обысков на квартирах подозреваемых, в гаражах и других укромных местах был обнаружен арсенал оружия, с помощью которого можно было запросто провести локальную войсковую операцию. В частности, было изъято: 7 автоматов Калашникова, две снайперские винтовки с оптикой, два ручных гранатомета "Муха", гранатомет "Кобра", состоящий на вооружении в странах НАТО, 4 пистолета Макарова, один пистолет кустарного производства с глушителем, 3 револьвера-нагана, пистолет иностранного производства, 4 обреза охотничьих ружей, гладкоствольный карабин "Сайга", самодельное взрывное устройство мощностью 1 килограмм в тротиловом эквиваленте, три ручные гранаты, взрыватели, электродетонаторы, выстрелы к подствольным гранатометам, свыше двух тысяч патронов различного калибра в цинках, наручники, рации, камуфлированная форма, милицейский жезл.

Оружие направлено на экспертизу, совместно с сотрудниками регионального управления ФСБ оперативники УУР ведут работу по установлению каналов его приобретения. Очевидно, что преступная группа вооружалась не только на территории нашего региона. Если подтвердятся предположения милиционеров на тот счет, что запасливые члены группировки не избавлялись от оружия, которое они использовали во время своих вылазок, следствие будет располагать доказательной базой по ряду громких уголовных дел. Каких именно? Сотрудники милиции и прокуратуры пока воздерживаются даже от намеков. И дело даже не в суеверии. Следствию может навредить лишний ажиотаж.

Еще два нападения

Пока же арестованным инкриминируют три эпизода преступной деятельности. Кроме нападения на сельхозакадемию следствие считает раскрытыми два преступления, датированные 2002 годом.

Первое из них было совершено в Кабанском районе Республики Бурятия. 21 сентября около одиннадцати часов вечера на трассе Иркутск — Улан-Удэ четверо преступников, один из которых был в милицейской форме, остановили автобус ЛАЗ-697, принадлежащий туристической фирме "Бумеранг". В автобусе находилось два десятка пассажиров, возвращавшихся из Маньчжурии.

— В результате нападения два водителя автобуса и коммерческий директор турфирмы были убиты, — рассказывает Алексей Спринчан. — Преступление было совершено с целью ограбления. Тогда преступники отняли у туристов полтора миллиона рублей.

Этот же низменный корыстный мотив, по версии следствия, подвиг участников преступной группы на разбойное нападение в Черемховском районе. 31 октября 2002 года в районе водозабора в четырех километрах от Свирска был обнаружен автомобиль ГАЗ-3110. В салоне машины находились тела двух работников ЗАО Востсибаккумулятор — водителя и инженера по качеству выпускаемой продукции.

— Женщина, как полагали преступники, должна была инкассировать крупную сумму денег на предприятие, — комментирует Алексей Александрович. — Но информация была неточной. Человеческие жертвы, как и в случае с сельхозакадемией, оказались напрасными... Необходимо отметить, что данную группу отличала особая жестокость при совершении преступлений, это не останется не отмеченным на предстоящем суде. А в том, что процесс будет громким, сомневаться уже сейчас не приходится.

Материал подготовлен при содействии пресс-службы ГУВД Иркутской области.